Бизнес сделал первые выводы о работе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, который существует уже больше года. Несмотря на то что работать стало легче, как и год назад, предприниматели жалуются на обилие «черных дыр» в законодательстве, свидетельствуют итоги совместного исследования РБК daily и кадрового агентства Kelly Services. Бизнесу мешают очереди на таможне, горы регулирующих документов и незавершенная работа над налоговым законодательством.
«1 июля 2011 года на внутренних границах трех наших стран был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив», — заявил недавно российский премьер-министр Владимир Путин в авторской статье, посвященной интеграционным процессам в Евразии. Впрочем, участники рынка не столь однозначно оптимистичны.
В опросе приняли участие руководители служб и специалисты компаний, работающие преимущественно в сфере транспорта и логистики. Как показывают данные опроса, 69% респондентов подтверждают, что Таможенный союз упростил их работу с Белоруссией и Казахстаном. При этом закон «О таможенном регулировании», принятый в ноябре прошлого года и заменивший Таможенный кодекс, положительно сказался на работе примерно 54% опрошенных. Однако при этом в работе таможни осталось много «черных дыр» — это признает 56% компаний.
Большая часть из них связана со скоростью прохождения постов: представители бизнеса жалуются на безостановочные проверки на постах, долгие очереди, срывающие сроки поставок, и на плохую информированность. В ФТС утверждают, что над проблемой они работают. «Таможенное законодательство наших стран различалось, поэтому было необходимо время для его оптимизации. Сейчас нам удалось решить основные проблемы», — говорит начальник управления по связям с общественностью ФТС Александр Смоляков.
Сейчас обжалование решений по таможенным платежам снизилось на 53%, только 3% деклараций выпускается с задержкой. «Снижение доли обжалованных решений говорит о том, что эти задержки были оправданны», — считает г-н Смоляков. Длительные сроки оформления в какой-то степени связаны с созданием Таможенного союза, говорит партнер «Пепеляев групп» Галина Баландина. «Регулировать стало сложнее, потому что ФТС больше не пользуется монопольным правом на установление правил», — объясняет она.
Болевыми точками для предпринимателей остаются проблемы с начислением НДС (разница в ставках налога) и до сих пор не готовые техрегламенты. «Работа по унификации техрегламентов пока ведется, эта работа займет достаточно много времени, поэтому единых стандартов пока нет», — поясняет эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов.
«В каждом государстве свои правила по косвенным налогам, хоть они во многом и унифицированы. Есть проблемы с возвращением НДС при поставках из России в Казахстан и Белоруссию и наоборот», — отмечает г-жа Баландина. «Понятно, что если в Казахстане ставки налогов ниже, их предприятия имеют преимущество над российскими», — добавляет г-н Шестоперов. Это один из самых актуальных вопросов, и в ближайшее время будет он находиться в повестке дня. «Иначе весь смысл интеграции пропадает, и синергического эффекта не будет», — считает он.
Другая важная проблема для бизнеса — разные требования на таможне. «Таможенный кодекс трактуется разными постами по-разному», — отмечает один из участников опроса. Сейчас все больше вопросов отдается на уровень национального законодательства и каждое государство может устанавливать разные правила, подтверждает г-жа Баландина. «Это не может не настораживать. По каким-то вопросам это вынужденная мера, государства по-разному готовы к восприятию этих норм. Но мы видим, что часто комиссия Таможенного союза дает эти вопросы на откуп национальным регуляторам», — констатирует она.
Но корень всех проблем — сложная система законодательства. До создания Таможенного союза участнику ВЭД было достаточно открыть свод законов. Сейчас законодательство Таможенного союза не кодифицировано вообще: есть Таможенный кодекс и многочисленные решения комиссии Таможенного союза. «Все это сопоставлять очень сложно», — резюмируют эксперты.
Анна Резникова