Пока чиновники отчитываются об успешности программ развития малого и среднего предпринимательства (МСП), бизнес заявляет об их полной неэффективности. Эксперты согласны: одним госфинансированием не обойтись.
Программы поддержки МСП, действующие уже третий год, доказали свою эффективность во всех регионах, за исключением двух — Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области, заявила вчера директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Наталья Ларионова в ходе Национального конгресса по модернизации экономики. Сейчас объем финансирования регионов составляет 17 млрд руб., а на 2012 год заложен еще 21 млрд руб. «Треть предпринимателей получает доступ к кредиту», — говорил об успехах член правления Торгово-промышленной палаты Михаил Мамута. По его словам, за период 2003—2011 годов только рынок микрозаймов вырос в десять раз.
Однако бизнес на оптимизм чиновников отреагировал гневно. «На словах успехи программы выглядят убедительно, вот только в реальности мелкие предприниматели часто не получают ни копейки, хорошо если им удастся вообще войти на рынок», — горячилась гендиректор ООО «Эллен-Вест» Елена Дыбова. Она предложила не тратить деньги на разработку программ, а оставить в бюджете место для налоговых льгот мелким предприятиям, выходящим на рынок. «Дело даже не в деньгах, бизнесу просто некогда работать, все время нужно куда-то нести бумажки», — возмущалась предприниматель.
«Основной фокус МЭР сейчас направлен на финансирование предприятий, а в первую очередь нужно снижать барьеры входа, уровень коррупции и повышать уровень информационной прозрачности», — поддерживает позицию бизнеса эксперт НИСИПП Алексей Шестоперов. «Согласно результатам исследования, проведенным организацией «ОПОРА России», более 70% опрошенных предпринимателей считают программы поддержки МСП полезными. Только вот в опросе принимают участие предприниматели, которые уже участвовали в программах. Но остается огромная прослойка людей, которые просто не смогли принять участие в программах в силу неосведомленности», — соглашается руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРА России» Андрей Шубин.
Несмотря на то что обсуждение проблем поддержки малого и среднего бизнеса происходит регулярно, реальных сдвигов не происходит. «Главной проблемой остается отсутствие конкуренции на отраслевых рынках. В реальном секторе доля малых и средних предприятий по-прежнему очень низкая, на уровне 8% от общего объема реализации товаров. Уровень монополизации не позволяет функционировать на рынке», — сокрушается директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.