В конце 2008 года шок испытали практически все. Напрямую от первой волны кризиса выиграли только представители весьма ограниченного круга специальностей. Это коллекторы и юристы, специализирующиеся на банкротствах, производители продуктов питания, и особенно сладостей: ведь в такие непростые времена их потребление возрастает. А вот малые предприятия пострадали весьма серьезно. Можно ли застраховаться от очередного экономического спада, который прогнозируют финансовые аналитики? Что делать, если все-таки «гром грянет?»
Кто выиграл, кто проиграл?
Почти три года назад, по мнению экспертов, ситуация складывалась неоднозначно. С одной стороны, «жирок» у малых компаний существенно тоньше, чем у «монстров». Следовательно, возможностей для того, чтобы пережить тяжелые времена у фирм-«малышей» было меньше. С другой стороны, они менее формализованы и могут быстрее проводить необходимые изменения, подстраиваясь под ситуацию. Крупные компании, например, в 2008-2009 годах, сокращая персонал, попадали под пристальный контроль прокуратуры. Сокращение же 5-10 сотрудников малого предприятия мало кого волновало.
«Но был один момент, который облегчил малому бизнесу жизнь – замедление экспансии федеральных компаний в регионы в кризисной ситуации, – объясняет бизнес-консультант Сергей Озоль. – Это привело к некоторому снижению конкуренции. Но в целом однозначно оценить последствия кризиса для малого бизнеса невозможно. Те, кто оказался наиболее гибким и адаптивным – выиграли, расширили свою рыночную долю. Те, кто не сумел адекватно среагировать – покинули рынок». Стоит отметить, что многое делать нужно было заранее или предпринимать шаги теперь, а не ждать пока финансовые показатели станут ухудшаться.
Кто первый в очереди на выбывание?
«Можно ли подготовиться к экономическому спаду?» – часто задают вопросы предприниматели, когда слышат о надвигающей второй волне кризиса. «Есть несколько рекомендаций», – отвечают эксперты. «Во-первых, подумайте о своей конкурентоспособности. Многие предприниматели, говоря о своих проблемах, называют главную: «У меня все то же самое, а цены выше, чем у конкурентов. Как мне продавать?» «Такие компании – первые в очереди на выбывание, – говорит бизнес-консультант Сергей Озоль. – Если вы ничем не отличаетесь, если вы сами не можете сформулировать, почему ваши клиенты должны платить вам деньги, то чего же вы хотите? И здесь нужно серьезно задуматься о своей бизнес-модели, искать способы повышения ценности своего предложения для клиентов. В условиях сужающегося рынка и обострения конкуренции думать приходится очень много».
В кризис те, кто оказался наиболее гибким и адаптивным – выиграли, расширили свою рыночную долю. Те, кто не сумел адекватно среагировать, – покинули рынок
Во-вторых, нужно сфокусироваться на сбыте. Какие шаги вы можете предпринять, чтобы увеличить ваши продажи? Ищите нетривиальные решения. Помните, что разные клиенты реагируют на кризис по-разному. Так, например, спрос в VIP-сегментах практически не падает, а в самых низких – может заметно возрасти. Ищите новые рыночные возможности, и этим стоит заниматься уже сейчас. Ведь даже если кризис пройдет стороной, лишний миллион никогда не помешает.
В-третьих, стоит провести ревизию всех долгосрочных проектов. Финансировать большое количество инициатив при падающем спросе крайне сложно. Какие ваши начинания потребуют существенных инвестиций и не принесут отдачу за полгода-год? Сможете ли вы их финансировать, если спрос упадет на 20 %? В ситуации неопределенности важно очень точно расставить приоритеты и «не размывать» ресурсы.
В-четвертых, уделите внимание своей финансовой устойчивости. В тяжелые времена лучше входить с резервами, а не с долгами. И последнее: держите нос по ветру! Перемены на рынке требуют быстрой реакции. Тот, кто сможет лучше других к ним адаптироваться, выйдет победителем и получит рыночную долю проигравших!
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Сергей ОЗОЛЬ, бизнес-консультант, управляющий партнер компании «Интеллект Сервис»:
– Представьте себе реку, вы плывете в лодке. Впереди – поворот. Есть три сценария, по которым может развиваться ситуация. Первый – ничего не менять: нас это не касается, мы плывем и плывем... Что в результате? Ваша лодка врежется в берег. Паника! Спасайся, кто может! Второй – выбросить часть команды за борт, схватить самое ценное из того, что есть, «прижать поближе» свои активы и надеяться, что пронесет. Не факт, что так произойдет. Третий вариант – понять, что происходит, точно рассчитать свои действия, приложить больше необходимых четко выверенных усилий для того, чтобы пройти поворот, по дороге собирая лодки и барахтающихся людей, если вы настолько организованы, что можете себе это позволить. Тогда из поворота вы выйдете в новом качестве, с Большой Победой и целой флотилией. Примерно такую ситуацию можно наблюдать на сегодняшнем рынке. Многие предприниматели говорят о продолжающемся снижении спроса, хотя цена нефти пока заметно выше $100 за баррель, а вероятность снижения нефтяных цен, а, следовательно, и валютных поступлений в российскую экономику очень высока. В такой ситуации не замечать поворота – не самая лучшая стратегия.
Александр АСАФОВ, руководитель направления оценки персонала Центра подбора и оценки персонала «Смарт Персонал Сервис»:
– Сегодня клиенты, которые планировали крупномасштабные акции – например, открытие филиалов – пока не отказываются от своих планов, но к их реализации подходят уже более осторожно и обдуманно. И это заметно: они начинают сдвигать сроки. Я не финансовый аналитик, но мое мнение такое: вторая волна кризиса случится в следующем году. Можно ли к ней подготовиться? Сделать это очень сложно. Думаю, нужно иметь несколько направлений бизнеса, несколько продуктов: если на один из них спрос упадет, может существовать за счет другого – и это как минимум. Как максимум – надо иметь как можно больше сильных партнеров. Чем серьезнее компания, тем меньше на ней скажется нестабильность на рынке. Но если ваши клиенты – представители исключительно малого бизнеса, то удержаться на плаву в критический момент будет сложно.
Кстати, в первую волну кризиса я работал в штате компании – тогда своего бизнеса еще не было – и все его последствия ощутил на себе. Одно из главных – сокращение штата: под него попали те отделы, которые не были связаны с основной деятельностью предприятия и напрямую не влияли на производство. Например, это касается отделов персонала. Одних уволили, другие ушли сами и искали новую работу, не дожидаясь, когда их попросят.
По данным международного анкетирования, сегодня значительное число малых компаний опасается, что у них не хватит резервов наличности, чтобы пережить еще один экономический спад. В опросе приняло участие более 1750 малых и средних предприятий из разных стран мира, из них в 30 % организаций численность персонала не превышает 10 человек, в 39 % – работает от 10 до 49 сотрудников, 31 % фирм представляет средний бизнес (50-250 работников).
В 2009 году, число зарегистрированных малых предприятий в России сократилось на 20 %. Таковы последствия кризиса, разразившегося в России годом ранее – в 2008, констатируют эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Больше всего компаний закрылось в таких сферах, как образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Также пострадала и сфера операций с недвижимостью и ее арендой.
ВАШЕ МНЕНИЕ
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по телефону 261-99-99 или по электронной почте pressa@gallery-chizhov.ru.
Автор: Татьяна Кирьянова