Очередной антимонопольный пакет оставил у экспертов двойственное впечатление
Президент Дмитрий Медведев подписал так называемый "третий пакет" закона "О защите конкуренции", вносящий очередную значительную порцию поправок в текст основного закона
Прежде всего, два слова о том, что такое сам первоначальный закон.
Еще
Чтобы спасти зарождающийся отечественный бизнес от естественных и неестественных монополий, было учреждено специальное ведомство, превратившееся после ряда реформ в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). А в 2006 году разнообразные антимонопольные акты были сведены в единый закон "О защите конкуренции", дополненный затем "вторым", а теперь и "третьим пакетом".
Принятие первого варианта закона "О защите конкуренции" (кроме него ФАС активно пользуется законами "О естественных монополиях", "О государственных закупках" и "О рекламе") сделало возможным вмешательство антимонопольного ведомства практически в любые
Главным оружием ФАС стало предписание: ведомство имеет право предписывать практически любым отечественным компаниям все, начиная от требования заключения или расторжения договора и заканчивая требованием закрытия хозяйствующего субъекта. Если предписание не выполняется, антимонопольная служба может обратиться в суд с формулировкой "заставить исполнять предписание ФАС". И, соответственно, если суд признает предъявленное требование законным, пристав обязан будет добиться исполнения предписания. Правда, сотрудники ФАС признают, что ряд наиболее крупных
Также ФАС имеет право налагать административные штрафы, не имеющие верхних пределов. Они рассчитываются как суммы, кратные величине выручки нарушителя на конкретном товарном рынке. Тут уже и крупные монополисты вынуждены либо безропотно платить, либо официально договариваться с ведомством о снижении суммы штрафа в обмен на срочную ликвидацию отмеченных нарушений.
Надо сказать, что арсенал мер, которые ФАС может применять к нарушителям антимонопольного законодательства, уникален: подобных полномочий нет ни у одного другого органа власти.
В год ведомство разбирает около двух с половиной тысяч обращений, наиболее частые из которых касаются нарушения прав предпринимателя другим субъектом, действующим на товарном рынке. Причем, чаще всего здесь встречаются дела, связанные со спорами отдельных предприятий и владельцев инфраструктурных объектов (газовых сетей, электросетей, теплосетей). Самые частые случаи нарушения: неподключение к сетям, установка завышенных тарифов, навязывание дополнительных условий, не касающихся предмета договора, отказ монополии обращаться за установлением тарифов к органам власти.
Второй по частоте случай – нарушение прав бизнеса органами власти и муниципального самоуправления. Например, случаи создания межрегиональных барьеров на ввоз или вывоз конкретных товаров, предоставление льгот и преференций отдельным участникам рынка, создание необоснованных препятствий деятельности той или иной компании.
Третий случай – это наличие на рынке антиконкурентных соглашений, так называемых картельных сговоров, заключенных как самими участниками рынка, так и с привлечением органов власти.
Рассматривает ФАС и нарушения прав бизнеса, вытекающие из
Наконец, последний случай – злоупотребление доминирующим положением. Когда речь заходит о нем, сразу представляются споры с естественными монополиями. Но речь идет не только о них: наиболее частые случаи – навязывание условий договора, отклонение от заключения договора, создание дискриминационных условий (например, невыгодные тарифы).
Уже в начале этого года, когда ФАС представила текст "третьего антимонопольного пакета", глава ведомства Игорь Артемьев сказал на одной из
"Лично у меня впечатление от закона двоякое: с одной стороны, такие позитивные изменения, как уточнение используемых понятий и категорий, упорядочение процедур, связанных с возбуждением и ведением антимонопольных дел, стимулирование биржевых торгов, – говорит заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов. – С другой стороны – значительное расширение дискреционных регуляторных и нормотворческих полномочий правительства и ФАС означает повышение риска коррупции. А сокращение сферы оборотных штрафов ведет к экономической выгоде крупных нарушений. Вместе с тем, за рамками пакета осталось решение проблемы антиконкурентных действий органов власти".
Иное мнение высказал начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич: "В тексте нового закона сказано: "признаком ограничения конкуренции является установление органом госвласти или местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, требований к товарам или хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации". Такого рода требования к товарам или услугам, установленные в нарушение действующего законодательства, будут теперь считаться признаками ограничения конкуренции".
Остается лишь догадываться, как будет саботироваться это положение закона и как придется бороться за его исполнение. Ведь такие новации затрагивают кровные интересы чиновников, получающих административную ренту с госзаказа. Установление незаконных требований, позволяющих отдать победу в тендере "нужному" участнику, – один из основных способов получения ими доходов.
"Важные изменения, – продолжает Сушкевич, – произошли
Также впервые в новом законе появилось определение картеля. Причем, по мнению Сушкевича, картель в российском праве определен очень оригинально. Его определение сужено по кругу субъектов, которые могут быть участниками картеля, и расширено по набору действий, характеризующих соглашение.
Действительно, по определению, данному в законе, картелем является соглашение между хозяйствующими субъектами – конкурентами. Но дальше написано: субъектами осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке. А ведь есть картели не только продавцов, но и покупателей. Например, у нас есть картели крупных закупщиков молока, которые договариваются, что закупочная цена не должна быть выше трех рублей за литр. Увы, этот картель, как и все другие картели покупателей, исключили из перечня картельных соглашений, определяемых российским правом.
Третий пакет закона "О защите конкуренции" действительно производит двойственное впечатление: одни его положения можно только приветствовать, другие вызывают массу вопросов.
Впрочем, это отражение общего отношения к конкуренции у нас в стране. И если отвлечься от конкуренции экономической и посмотреть на конкуренцию политическую, станет понятно, что законы о ее защите еще нужно писать и писать. И до создания политического антимонопольного законодательства еще очень далеко.
Олег КОНЮХОВ