Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Медведев вспомнил про малый бизнес. Значит, скоро выборы. "Slon.ru"

Владимир Буев

Действующий президент поднял «на щит» тему малого предпринимательства. Неудивительно: во-первых, Дмитрий Медведев в самом начале деятельности на высоком посту главы государства попытался сделать идею «развития МСП» едва ли не ключевой своего президентского срока, но потом в суете будней подзабыл об этом. Во-вторых, тематика малого и среднего бизнеса является не столько экономически, сколько политически актуальной, если не сказать конъюнктурной (большое количество единиц электората). Поэтому о ней всегда вспоминают в предвыборный и выборный периоды. 

О чем говорил президент? Вроде бы о правильных вещах – трех ключевых проблемах. Как бизнес замучен административным и правоохранительным прессом, задавлен монополиями и разорен высокими тарифами и сложностями подключения к энергосетям (по сути, тоже проблема монополизма). А к чему все сводилось в последние 7 лет и в конечном итоге свелось даже на этой встрече президента с чиновниками и государственными банкирами? Первый вице-премьер Игорь Шувалов отчитался, что последние три года из федерального бюджета на цели поддержки МСП было перечислено 124,5 млрд руб., не считая различных программ поддержки бизнеса в регионах. Вот так реальные проблемы, артикулируемые на уровне деклараций, подменяются тем, что пожар надо гасить большим количеством бумажных купюр. Вся действующая федеральная программа «развития» малого предпринимательства, реализуемая по линии Минэкономразвития, состоит исключительно из «раздачи финансовых слонов» в региональные бюджеты. 

Вплоть до середины осени казалось, что 2011 год станет «пиковым» с точки зрения масштабов выделения бюджетных (и федеральных, и региональных) денег на такую «поддержку» и ознаменуется переломом тренда. Так, в Минфине уже не просто говорили о возможном сокращении финансирования – в официальных бумагах появились цифры, в 2–3,5 раза ниже текущих (и впоследствии они стали законом). Что тут же позволило мнениям двух других больших начальников (директора профильного департамента Минэкономразвития Натальи Ларионовой и Виктора Климова, вице-президента «Опоры России» – главной общественной организации, «защищающей» российский малый и средний бизнес) слиться «в один аккорд, в единый стон.. и [разумеется] в унисон». Один начальник посчитал, что механизмы поддержки малого бизнеса малоэффективны из-за «небольших сумм, выделяемых государством»: «говорить об ощутимом влиянии этой программы на малый и средний бизнес с учетом его оборота в 18 трлн рублей… по крайней мере, наивно». Другой назвал такое сокращение «значительным», сделав упор на том, что это «может повлиять на темпы развития малого бизнеса самым отрицательным образом» (наиболее забавен пассаж про «растущую популярность» программы у предпринимателей: «За счет ее реализации увеличивается количество субъектов МСП… Сейчас необходимо, наоборот, наращивать объемы бюджетной поддержки МСП…»). Общий рефрен выступлений чиновника и общественника был таким: денег мало, надо давать все больше и больше, только тогда сектор расцветет пышным цветом и можно будет, судя по «намекам» на причинно-следственные связи, решить задачи «за 10 лет удвоить долю малого бизнеса в ВВП с 20% до 40%» и «утроить долю занятости с 22 до 60-70%». Но давайте переместим дискуссию в плоскость анализа и оценки эффективности уже сделанных вливаний. Какие сегодня предъявляются претензии к действующей программе федеральной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства?

  • Программа неэффективна и не исключено, что даже отрицательно влияет на развитие бизнеса. Малый бизнес показывал устойчивую динамику роста в промежутке с 2003 по 2008 год (точнее, до 2007-го включительно). Причем первые два года этого периода никакой государственной программы поддержки в стране уже не действовало (специализированный Федеральный фонд ликвидировался и финансовые средства в сектор не направлял). А в 2005-м она во многом только замышлялась новым поколением государственных «поддержантов». Между тем сектор бурно рос. К сожалению, в 2008 году сменился сам «объект» МСП – расширились законодательно установленные критерии: численность занятых для предприятий ряда отраслей, которые перешли в категорию «малых», была увеличена до 100 человек. И сравнивать данные до и после 2008 года стало просто невозможно. Точно можно сказать,что именно после 2008-го (когда госпрограммы развернулись во всю ширь и мощь) четко обозначился тренд отрицательной динамики. При количественном росте числа МСП на 9 c «копейками» процентов в 2009 году на 1,1% упала занятость, почти на 17% – обороты и почти на 33% – объемы инвестиций. При этом сам количественный рост создавался в значительной мере тоже механически: за счет субсидий безработным, выдаваемых на «открытие собственного дела» по линии Минздравсоцразвития – 350 000 за 2,5 года! Статистика по малым предприятиям с числом занятых от 15 до 100 человек тоже безрадостная: их число за 2010 год уменьшилось на 3,6%, занятых – на 2,9%, а при росте оборотов на 7% сократились объемы инвестиций на 6% (с учетом индекса потребительских цен). Другими словами, в 2010-м «размывался» самый устойчивый сегмент малого бизнеса, та самая стартовая «подушка», которая должна служить субстратом для появления средних и крупных бизнес-единиц.
  • За шесть лет вокруг финансовых потоков, направляемых на господдержку малого и среднего предпринимательства, сформировался устойчивый «коррупционный рынок» со своими интересами. Неформальные интервью показывают, что «откатные расценки» на получение субсидий начинающим предпринимателям для открытия собственного дела могли достигать 50% (деньги-то «дармовые», предприниматели могут и «поделиться»). 
  • Вокруг любых государственных финансовых потоков всегда формируются специфические группы интересов, проще говоря – лоббисты. Не избежала такого «следствия» и федеральная программа. Причем, здесь эти группы искусственны, потому как зачастую на собственное «становление и развитие» могут потреблять больше ресурсов, чем идет в собственно малый и средний бизнес. Рост влияния такого рода групп («инфраструктуры») может в обозримом будущем существенным образом обуславливать разрастание их аппетитов по отношению к «бюджетному пирогу». Как выразился один из предпринимателей, «капитализация созданной инфраструктуры поддержки МСП в России скоро будет выше, чем всего малого бизнеса».
  • Растут иждивенческие настроения среди той крайне малой части малого бизнеса, кому удалось получить различного субсидии или компенсации (один периодически получающий компенсации предприниматель говорил мне так: «халявные деньги стимулируют халявить»). Эти настроения еще не фиксируются количественно, но уже обозначаются при применении качественных исследовательских методов. 
  • Банальное нецелевое использование средств. Росфиннадзор, проверявший использование средств программы за 2009 год, насчитал почти 1 млрд рублей, израсходованных с нарушениями. Причем, во многих субъектах РФ нарушения были найдены при использовании больше половины выделенных из федерального бюджета денег, а в одном из регионов их уровень достиг почти 100%! Средства, перечисляемые по сути в виде «трансфертов» в бюджеты регионов по статье «Малый и средний бизнес», часто направлялись на покрытие «текущих кассовых разрывов». Не говоря уже о ситуациях, когда деньги в региональные бюджеты приходят в самом конце года. В итоге еще до того, как средства «освоены», регионы уже должны отчитаться, какой эффект для развития сектора МСП принесли.

Выступая 18 октября на секции «Малый и средний бизнес – опора модернизации» в рамках проводимого ТПП Национального конгресса, Наталья Ларионова объявила как о принятом решении о выделении в последующие годы на федеральную программу поддержки МСП: в 2012 году – 21 млрд рублей, 2013-м – 22 млрд, а в 2013-м – 23 млрд. Так что нас ждут новые «пики», если, конечно, не придется секвестировать бюджет. И говорится всегда одно (боремся с чиновничьими барьерами и монополиями), а делается другое – перманентно увеличивается объем финансирования, чтобы якобы «снять ресурсные ограничения для сектора».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости