Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Дело не в дорогах — бизнес жалуется на биржи и энергетиков. "РБК daily"

Чиновники и дороги не самая страшная проблема для бизнеса, намного сложнее компаниям сладить с биржами, получить доступ к земле и подключиться к электросетям, свидетельствуют данные опроса РСПП. Эксперты объясняют: лучше всего к потребностям бизнеса приспосабливаются те рынки, где сильна конкуренция.

РСПП готовит доклад о состоянии предпринимательского климата в России в 2006—2011 годах (его презентация состоится на Неделе российского бизнеса в феврале). Часть документа будет посвящена состоянию инфраструктуры для бизнеса. В опросе приняли участие несколько сотен компаний — членов РСПП, большая часть которых (65%) относится к крупному бизнесу.

Как показывают результаты опроса, тяжелее всего бизнесу работать с биржевой инфраструктурой. Хотя опрос проводился осенью прошлого года и сбой на объединенной бирже в декабре не мог повлиять на результаты, доля резко отрицательных отзывов выросла с 11 до 24%. Почти половина опрошенных признала, что качество инфраструктуры за последние пять лет ухудшилось, при этом никто не оценил качество биржевой инфраструктуры как «очень хорошее». В пресс-службе ММВБ-РТС не стали комментировать результаты опроса до официальной публикации доклада.

Конкурировать по негативным оценкам с биржевой инфраструктурой может только доступность земли и недвижимости для бизнеса. Почти половина представителей компаний говорит о том, что за последние пять лет доступность этих ресурсов ухудшилась. Более 30% опрошенных оценивают инфраструктуру негативно, ни один не охарактеризовал ее как «очень хорошую», и только 2% оценили как «хорошую».

Как одну из самых проблемных эту сферу характеризуют и в «Деловой России». Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев отмечает, что ситуация может ухудшиться: правительство планирует передать регистрацию прав на имуще­ство и землю в регионы. «По моему мнению, это будет катастрофа. Сейчас у нас есть хотя бы унифицированные правила», — утверждает г-н Буев.

Более 40% опрошенных считает, что качество автомобильных дорог в их районе улучшилось за последние пять лет (об обратном говорит 27%), 38% заметили позитивные изменения в железнодорожном транспорте (негативно оценили ситуацию 29%), около 30% считают, что аэропорты как часть бизнес-структуры стали работать лучше (и примерно столько же выбрали противоположный вариант ответа).

Однако представитель московского отделения организации «ОПОРА России» Александр Каневский называет проблему транспортной инфраструктуры самой чувствительной для бизнеса. «Даже наши иностранные партнеры говорят, что Москва невыносима с точки зрения транспортной коммуникации, — говорит он. — О дорогах в России вообще нечего комментировать, там ситуация никак не меняется. Раньше она была ужасная-ужасная, сейчас просто ужасная». При этом он отмечает, что в работе аэропортов «есть значительный шаг вперед, проблем там сейчас практически нет».

image_3 (original)

Судя по результатам опроса, ситуация с электроэнергией почти не изменилась за последние пять лет — об этом говорят 54% опрошенных, остальные голоса разделились поровну между положительным и отрицательным ответами. Подключение к электросетям считают одним из самых больных вопросов в «Деловой России». «В прошлом году были приняты некоторые решения в этой сфере, по тарификации и обязательности, но это не превратилось пока в массовую практику», — говорит председатель экспертного совета организации Антон Данилов-Данильян. «Ситуация с подключением немного улучшилась, но постепенно она возвращается к прежнему», — согласен г‑н Буев.

По позитивным оценкам, лидирует телекоммуникационная инфраструктура, 67% опрошенных считают, что ее состояние за последние пять лет улучшилось, только 6% заявили об ухудшении качества. Однако одновременно авторы доклада отмечают снижение положительных оценок, что может объясняться «параллельно растущим качеством инфраструктуры, которое отмечают опрошенные компании, и уровнем требований к ней со стороны бизнеса». «Телекоммуникации — это конкурентная среда, это интеллектуальный рынок, куда государству сложно войти. Поэтому в крупных городах инфраструктура улучшается с каждым годом», — комментирует г-н Буев.

Конкурировать с телекоммуникационной могут только банковская и страховая инфраструктуры. Больше половины опрошенных отметили, что качество первой улучшилось за последние пять лет. «Несмотря на прогнозируемые и существующие ограничения с доступом к финансированию, нехватку длинных и дешевых денег на рынке, банковский сектор воспринимается как успешно развивающийся», — отмечают авторы доклада. Неплохие показатели у страховой инфраструктуры: более 65% опрошенных признают улучшение ее качества.

На этих рынках сейчас жест­кая конкуренция, а на страховом даже наблюдается перепроизводство, «они борются за клиентов очень жестко», говорит г-н Буев. «Наглядного улучшения процесса кредитования на уровне среднего и крупного бизнеса мы не видим», — добавляет Антон Данилов-Данильян. «Ничего революционного в банковской сфере не произошло, нет серьезного облегчения работы, но к этому мы многие годы привыкали и уже привыкли», — объясняет г-н Канев­ский.

image_7 (original)



Анна Резникова, Антон Вержбицкий
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости