Владимир Буев, вице-президент Национального института
системных исследований проблем предпринимательства
Кажется, еще не все индивидуальные предприниматели поняли, какой подарок к новому году они получили. С 1 января 2012 года в действие вступил новый «порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой», утвержденный Банком России 12 октября 2011 г. (N 373-П).
Теперь индивидуал обязан, выражаясь сухим языком «центробанковского» документа:
• вести прием наличных денег по приходным кассовым ордерам;
• выдавать наличные деньги по расходным кассовым ордерам;
• вести кассовую книгу, делая туда записи по каждому приходному и каждому расходному ордерам;
То есть по сути, согласно новым правилам работы с наличностью, в представлении Банка России стерлась грань между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ибо «кассу» обязаны вести все индивидуалы без разбора их «роду-племени»: и «упрощенцы», и «вмененщики» и «прочие разные шведы». Что называется, одна рука «не ведает», что... творит другая: кажется, совсем недавно для тех, кто работает по «вмененному налогу», отменили кассовые аппараты, поскольку в этом не было экономического смысла (налог все равно был «назначен» свыше и необходимость фиксации доходов для государства видел разве что не имеющий глаз и мозгов).
Своя рука - владыка. Левая «владыка» - упростила. Правая - заставила вести кассовую книгу для учета каждой операции с «наличкой». Или наоборот, левая заставила, правая упростила - в зависимости от «функциональной нагрузки владык» - не суть важно.
Тем не менее фирма (юридическое лицо) и индивидуальный предприниматель с точки зрения имущественной ответственности - это две «большие разницы». Индивидуальный предприниматель по Гражданскому Кодексу в отличие от фирмы (юридического лица) по любым обязательствам несет ответственность всем своим имуществом (а не только 10-тью тысячами рублей уставного капитала, как, например, маленькая ООО-шка, каковых среди коммерческих организаций в России подавляющее большинство). Именно поэтому различий между личным имуществом ИП-шника и его имуществом как физического лица нет. В отсутствии такого разделения предприниматель не может составить бухгалтерский баланс. Вернее, составить, конечно, можно все что угодно, поскольку жизнь у нас богата на креатив и фантазии, но, как отмечают практики, «это будет из разряда самодельного управленческого учета, а не бухгалтерского».
Теперь каждому предпринимателю придется определиться с «лимитом по кассе», сверх которого все суммы он обязан будет сдавать в банк, после чего вносить записи в кассовую книгу. Если этого не произошло, то вот и нарушение. Основная масса мелких российских предпринимателей, даже обладая неоспоримым коммерческим гением, с точки зрения знания «финансового» законодательства и «бухгалтерии» малограмотна. Не один еще споткнется на расчете «лимитов» и на последующей необходимости потом обосновывать снятие денег со своего же расчетного счета (поскольку, повторимся, нет грани между деньгами предпринимателя как ИП-шника и его личными деньгами как физического лица). По интернету уже покатился сарказм такого рода: «Дожили, с сегодняшнего дня начинаю выдавать деньги жене по расходнику. Нужно только решить, где у нас дома будет место для проведения кассовых операций».
Строгость российских законов всегда с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения. Такая «компенсация», по всей видимости, уже началась, так как пока большинство предпринимателей, с кем удалось пообщаться автору этих строк, едва отошли от новогодних излияний и еще даже не слышали о кассовых книгах и расходниках-приходниках.
Какие громы и молнии им грозят от государства за нарушения? В документе Банка России об этом ничего нет, даже отсылочных норм. Ситуация пока не вполне ясна даже теоретически, не говоря уже о практике, которая может превзойти самые буйные фантазии. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) есть статья 15.1, устанавливающая санкцию за «нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций». Но и тут не без коллизий. С одной стороны, там говорится о наложении административных штрафов в размере 4-5 тысяч на должностных лиц (а ИП в рамках КоАП - это самые натуральные должностные лица).
С другой стороны, нарушение порядка прописывается применительно к работе одних агентов рынка с «другими организациям», а ИП организациями не являются. Практика - критерий истины. Она-то нам и покажет, каково будет правоприменение и, кстати, кто выступит в качестве «дубинки для нарушителей»: банки или налоговики. Судебных прецедентов избежать будет сложно. Опять же: у представителей государства время в судах - рабочее, за него платят тебе (даже если «солдат спит, служба идет»); у предпринимателя - время рабочее, но за него приходится платить из своих «кровных».
Короче, пока мы видим очередную «пробу пера» со стороны государства, которая, если четко следовать новым правилам, увеличивает временные и финансовые издержки ИП-шников на «бухгалтеров», на расчетно-кассовые «взаимоотношения» с банками (обслуживание банковского счета) и лишний бумажный оборот (в будущем, вероятно, на дополнительное программное обеспечение).
Эта проба пера может означать следующую альтернативу:
- Или высоколобые и великие финансисты Банка России опростоволосились, не сумев снизойти до понимания различий между ИП и юрлицом и особенностей не просто правовой формы, а реального содержания в деятельности индивидуального предпринимателя. В этом случае Центробанк даст задний ход, а нормативный документ будет подкорректирован.
- Или действие вполне осознанное и целенаправленное. Действие не отдельного «ведомства», в государства как такового. Тогда после А будет произнесено Б и введение «кассовой дисциплины» повлечет за собой открытие шлюзов для корректировки всей законодательной основы для ИП: личное имущество предпринимателя должно будет пройти путь отделения от «предпринимательского».
Есть еще версия, что нормы нового «порядка» пролоббировали банки (прежде всего Сбербанк) для получения жирного сегмента новой клиентуры - как-никак в стране свыше 4 млн. индивидуальных предпринимателей. Однако, мое личное общение с парой работников Сбербанка, вхожих на верхушку его управленческой пирамидки, такую версию не подтверждает: никто о таком «лоббизме» своего банка слыхом не слыхивал. Но вот собственную версию выдвигают: идет борьба с «наличкой», которая в представлении финансовых (и нефинансовых властей) уже почти приравнена к нелегальному теневому обороту...
P.S. Приземленные вопросы тем не менее остались. На них предприниматели получат ответ или по факту правоприменительной практики по «порядку» (пришел, нашел, оштрафовал) или все-таки появятся разъяснения Центробанка:
- Что такое касса ИП, если все полученные им денежные средства являются его личными денежными средствами?
- Продолжат ли банки по-прежнему проверять кассовую дисциплину у всего бизнеса и у индивидуалов, в частности?
- Сможет ли бизнес, в том числе ИП, без согласования с банком расходовать из кассы выручку на зарплату, иные выплаты работникам, стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров, работ, услуг и т.д. (согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами в расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица и индивидуального предпринимателя»)?
- Что должны делать со сверхлимитной выручкой ИП, у которых нет расчетного счета в банке? Значит ли это, что у них будет только единственно правильное решение - такой счет открыть?
• Как и на какие цели предприниматель, не имеющий счета в банке, сможет взять наличные денежные средства из кассы?