Бизнес ждет от государства не денежной помощи, а снижения налогов
Практически сразу после новогодних каникул президент России Дмитрий Медведев выступил с заявлением о трех главных проблемах, которые, по его мнению, мешают развиваться малому бизнесу в нашей стране. Это – административное давление, монополизация рынков, а также проблемы в сфере энергоснабжения, включая сложности с подключением к сетям.
Тем не менее, считает президент, в развитии малого бизнеса России можно отметить положительную динамику. Например, на поддержку мелких предпринимателей выделяются немалые средства.
О средствах, выделяемых государством для поддержки предпринимателей, говорил в конце прошлого года на съезде "Деловой России" и премьер Путин. Более того, в ближайшем будущем он пообещал бизнесу золотые горы.
Увы, далеко не все эксперты разделяют мнение о том, что главное – дать бизнесу побольше бюджетных денег. "На мой взгляд, в той модели развития бизнеса, которая сложилась в России за последние 20 лет, чем больше средств государство будет обещать и направлять через госзакупки и госзаказ, тем больше будет укрепляться сложившийся рентоориентированный тип развития бизнеса. То есть тот тип, основа которого – распилы и откаты", – утверждает президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, профессор НИУ ВШЭ Александр Чепуренко.
Действительно, мы уже давно видим, что корпорация чиновничества воспринимает госзаказ и другие подобные механизмы поддержки предпринимательства как источник дополнительных доходов для своих членов и для некоторой части аффилированного с ней бизнеса.
С тем, что поддерживать бизнес нужно отнюдь не раздачей денег, согласны и в той самой "Деловой России", которой премьер эти деньги обещал. Там готовят предложения по оптимизации налогов.
"Разные налоги по-разному влияют на рост экономики", – объясняет эти предложения президент организации Александр Галушка. Он и его коллеги предлагают применить концепцию 15-15-15: снизить ставки налогов на прибыль (сейчас 20 %), страховые взносы (с начала года базовая ставка составляет 30 %) и на добавочную стоимость (до 18 %) до 15 %. "Если мы снижаем эти налоги и повышаем те, к которым экономика не чувствительна (НДПИ, налог на доходы физлиц, акцизы), то мы стимулируем экономический рост и одновременно исполняем социальные обязательства", – так комментирует Галушка налоговые идеи своей организации.
Сейчас в "Деловой России" подсчитывают, насколько и какие конкретно налоги необходимо будет повысить, чтобы не ударить по бюджету.
Однако не факт, что с этими предложениями согласятся правительственные чиновники. Так, в конце прошлого года министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявляла, что ставки НДС и налога на прибыль "достаточно конкурентны и невысоки". При этом она отметила, что говорить надо "не столько о ставках, сколько о перераспределении налоговых поступлений между центром, регионами и муниципалитетами". А в Минфине уже после каникул объяснили журналистам, что предложения по изменению налоговой системы в ведомстве не рассматриваются.
Действительно, зачем рассматривать предложения самих предпринимателей о том, в какой поддержке они нуждаются, если есть старые проверенные способы. Первый вице-премьер Игорь Шувалов на той же встрече президента с банкирами, где Медведев говорил о поддержке малого бизнеса, подчеркнул, что за последние три года из федерального бюджета на эти цели было перечислено 124,5 миллиардов рублей, не считая различных программ поддержки бизнеса в регионах. Учитывая, что откаты у нас, как правило, оцениваются в 30 % стоимости того или иного проекта, можно предположить, что в чиновничьих карманах оказалось около 40 миллиардов рублей. Кто же откажется от такого золотого дождя, льющегося на "государственных людей"?
Как объясняет президент группы исследовательских компаний "Тезаурус" Владимир Буев: "Вокруг финансовых потоков, направляемых на господдержку малого и среднего предпринимательства, сформировался устойчивый "коррупционный рынок" со своими интересами. Неформальные интервью показывают, что "откатные расценки" на получение субсидий начинающим предпринимателям для открытия собственного дела могли достигать 50 % (деньги-то "дармовые", предприниматели могут и "поделиться")".
Между прочим, как только речь заходит о проверке расходования выделенных на поддержку малого бизнеса денег, сразу же звучит стандартная формулировка, призванная прикрыть откровенное воровство: "нецелевое использование средств". Так, Росфиннадзор, проверявший использование средств федеральной программы за 2009 год, насчитал почти 1 миллиард рублей, израсходованных с нарушениями. Причем, во многих субъектах РФ нарушения были найдены при использовании больше половины выделенных из федерального бюджета денег. Средства, перечисляемые по сути в виде "трансфертов" в бюджеты регионов по статье "Малый и средний бизнес", направлялись на покрытие "текущих кассовых разрывов". Это – когда украли другие деньги, а положили на их место "предпринимательские".
Реакцию бизнеса на подобную поддержку со стороны власти оценил председатель всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков: "Известно, что российской экономической политикой последнего десятилетия было присвоение рыночного продукта правящим классом, что подавалось обществу как рыночные реформы. Результатом этих реформ стал массовый отъезд предпринимателей из страны и вывод бизнеса за границу. За последние годы из страны уехало 12,5 миллионов человек и ежегодно выводится около 50 миллиардов долларов". Напомним, что, по официальной оценке, сумма выведенных за рубеж капиталов в 2011 году превысила названную Хандриковым цифру более чем в полтора раза.
Нельзя не согласиться с его мнением о том, что на митинги 10 и 24 декабря, впервые в современной истории России собравшие такое количество протестующих, кроме оскорбленных "белых воротничков" вышел и бизнес. Действительно, согласно опросам Левада-центра, на проспекте Андрея Сахарова 16,5 % участников митинга составляли руководители предприятий, 7,7 % – владельцы собственного бизнеса. А блогер Алексей Навальный, известный своими выступлениями против коррупции и распила бюджетных средств, буквально в считанные дни стал популярным оппозиционным политиком.
Некоторые эксперты видят в этом начало достаточно опасных процессов, причем не только для бизнеса. По их мнению, Навальный выражает интересы нового поколения молодых российских профессионалов, в том числе и предпринимателей, опоздавших к разделу перестроечного пирога и теперь пытающихся каким-то образом заявить права на свою долю. При этом они оспаривают права на ту же собственность у путинских силовиков, также опоздавших к разделу девяностых и рейдерскими методами оторвавших для себя куски у ельцинских олигархов.
Сегодня трудно сказать, кто более прав: авторы только что приведенной теории, или тот же Хандриков, видящий в происходящем лишь ответную реакцию на постоянное давление власти на бизнес. Ясно одно: отношения государства и предпринимательского сообщества в прошлом году перешли в новую фазу. Если раньше, в течение 12 послеельцинских лет это было одностороннее воздействие, то теперь бизнес, причем в основном малый и средний, бросился защищать свои права. Сейчас, после декабрьских выступлений, уже забывается, что в ушедшем году большое количество пусть и не слишком массовых митингов протеста было организовано в "День предпринимателя" именно представителями малого и среднего бизнеса.
Разумеется, прекрасно, что президент страны публично назвал основные проблемы малого бизнеса. Правда, мы помним, как он требовал перестать этот бизнес "кошмарить", но выполнения своего требования добиться так и не смог.
Малый и средний бизнес – основа экономики нормальных развитых стран. И оттого, как нам удастся его поддержать в нынешние трудные времена, зависит, сумеет ли Россия полностью преодолеть кризис, в новый виток которого она втягивается, или ее экономика посыплется, как карточный домик, если упадут цены на нефть и газ. Увы, понимание этой простой истины до конца не пришло, во всяком случае по целому ряду действий правительства этого не заметно.
Олег Конюхов