Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

318 неукраденных миллиардов: ФАС подсчитала, сколько бюджет сэкономил на госзакупках. "РБК daily"

РБК daily удалось ознакомиться со статистикой экономии на госзакупках за 2011 год. Всего за счет разницы между стартовыми ценами и ценами контрактов удалось сберечь 318 млрд руб. ФАС связывает такие результаты с более аккуратным обоснованием начальной цены, к которому стали прибегать заказчики. Противники красивой статистики уверены, что цифры некорректны, поскольку не учитывают качество закупаемой продукции.

За 2011 год экономия на госзакупках составила около 318 млрд руб., посчитали в ФАС. «Экономия составила примерно столько же, сколько и за предыдущий 2010 год (323 млрд руб.), и это очень хороший результат», — прокомментировал итоги года начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. При этом большую заслугу чиновник приписывает изменившемуся отношению у заказчиков к начальным ценам контракта: если бы оно «зависло» на уровне 2010 года, то экономия на госзакупках могла бы быть в полтора раза выше, что сразу ставит под сомнение «качество» таких результатов. «Во-первых, с апреля у заказчиков появилась обязанность обосновывать начальную цену. Во-вторых, с 1 января 2011 года появилась возможность сравнивать через общероссий­ский портал zakupki.gov.ru цены во всех регионах», — приводит он пример.

Всего за шесть лет работы 94-ФЗ (ныне действующий закон о госзакупках) экономия составила около 1,5 трлн руб., которые впоследствии пошли на покупку дополнительного медицинского оборудования, лекарств и строитель­ство социальных объектов. «Экономия бюджетных средств — одна из важных тем госзаказа. Мы все с вами налогоплательщики, и если мы все будем бережно относиться к бюджетным средствам, те же налоги на малый бизнес будут меньше. То есть это не только экономия, но и возможность улучшать инвестиционный климат в стране путем снижения налогов за счет более рачительного расходования бюджетных денег», — счи­тает г-н Евраев.

Несмотря на значительность суммы, в ФАС считают, что 318-миллиардный результат вряд ли станет дополнительным козырем в борьбе с Минэкономразвития за реформу госзаказа. Дело в том, что сейчас такая экономия видна лишь на бумаге: сэкономленные деньги заказчик до конца года всегда старается куда-либо потратить, то есть «обнулиться». В противном случае они просто уйдут в бюджет, а на следующий год из-за этого заказчик получит меньший кусок бюджетного пирога. Поэтому не раз на повестку дня всплывало предложение о том, чтобы в конце года правительство само решало, куда потратить часть сэкономленных денег. «Если будем видеть «мешок с деньгами» и будет стоять вопрос, куда эти деньги направить, отношение к экономии на госзаказе будет другое», — считает г-н Евраев.

Сейчас в ФАС прорабатывается идея о том, что экономия бюджетных средств на уровне федерального казначейства должна расщепляться: половина возвращаться заказчику (в том числе на увеличение фонда оплаты труда, поощрение людей), а вторую половину в конце года должно распределять правительство соответствующего уровня власти, на котором была получена экономия (федеральное, региональное или муниципальное). «Кроме того, если реализовать такую идею, у заказчиков будет более бережное отношение к начальной цене, потому что, если определить ее некорректно, половина сэкономленных средств уйдет в бюджет», — поясняет г-н Евраев.

«Экономия — это один из важнейших аргументов в пользу сложившейся системы госзакупок. К тому же ФАС всегда была ориентирована на ценовой критерий. Именно поэтому службе не нравится идея трансформации системы, когда фактор экономии уходит на второй и даже третий план и возникает множество субъективных факторов», — говорит эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов.

Впрочем, красивая статистика ФАС вызывает и ряд претензий. «Никто не знает, как ФАС считает экономию. Что это? Купили полуразрушенный сарай, который завтра рухнул, но от стартовой цены до цены сделки сэкономили 158 млн руб.?» — задается вопросом председатель совета директоров торговой площадки «Фабрикант.ру» Сергей Габестро. По его словам, категории, которыми оперирует ФАС, некорректны, потому что никто не знает, что в них закладывается — сумма снижения от стартовой цены до цены сделки, анализ стартовой цены или же сами характеристики закупаемого объекта.

Анастасия Литвинова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости