Владимир Буев, вице-президент Национального института
системных исследований проблем предпринимательства
Высшая власть вспоминает о малом и среднем бизнесе тогда, когда приближаются выборы и предприниматели из объекта для регулирования превращаются в голосующий электорат. Это хорошо видно на примере «инициатив» сверху и их отражения федеральными СМИ.
2007 год и первое полугодие 2008-го профильный департамент Минэкономразвития (МЭР) «с полным правом» (сам для себя) назвал «поворотными для развития малого и среднего предпринимательства в РФ». Напомним, что с 1 января 2008 года вступил в действие новый закон «О развитии малого и среднего предпринимательства (МСП)». Указом президента от 18 октября 2007 года впервые был установлен День российского предпринимательства (26 мая). По сути, вплоть до выборов 2008-го предыдущий президент (Владимир Путин) «старался» раскрутить тему «государственной заботы» об МСП в интересах следующего (Дмитрий Медведев).
В декабре 2007 года ряд партий «предложили» кандидатуру первого зампредседателя правительства (в то время) на должность президента. Разумеется, кандидатуру «поддержал» бывший (тогда) и будущий (уже совсем скоро) президент. 2 марта 2008 года выборы президента состоялись. 17 марта «забота» о бизнесе была продолжена: сформирована правительственная комиссия по развитию МСП во главе с вице-премьером Игорем Шуваловым. 27 марта Медведев провел в Тобольске заседание, посвященное проблемам сектора: продекларировано, что развитие МСП — важнейшая задача госполитики, правительство получило кучу поручений срочно снять «неоправданные административные барьеры». В том же году властью был внесен в Думу пакет законопроектов, которые с колес превратились в законы. Их общая суть: вводился уведомительный порядок для некоторых видов деятельности, изменялась процедура госконтроля, исключались внепроцессуальные полномочия ОВД, упрощался порядок продления действия лицензий, установлены требования об обязательной квоте МСП при осуществлении государственных и муниципальных закупок, принято решение о «малой приватизации». Гладко было на бумаге, да забыли про овраги — правоприменение не столь триумфально прошествовало по стране, все время спотыкаясь об «административно-рентные кочки». По факту (прямо ли, косвенно ли) Дмитрий Медведев вошел в президентство под знаменем развития МСП и, используя стартовую площадку (залитый «предшественником» программный фундамент), уже «старался» сам для себя.
Все эти действия сопровождались безудержным госпиаром, на который активно реагировали СМИ. С конца 2007 года начинается стремительный рост числа упоминаний тематики МСП на федеральном ТВ и в прессе. Если в первом квартале 2007 года сообщений на тему МСП было 658, то в четвертом — уже 974. И далее: в первом квартале 2008 года — 1003, во втором — 1165, в третьем — некоторое падение, а затем снова взлет — 1594 (самый высокий пик за всю поквартальную историю с января 2003 года по конец декабря 2011-го).
В 2009 году наиболее значимым решением была отмена контрольно-кассовых аппаратов для тех, кто использовал вмененную систему налогообложения. Разговоров на эту тему было много несколько предыдущих лет, хотя никакого экономического смысла в контроле за оборотами «вмененщиков» у государства не было (налог спускался сверху). Дискуссия о необходимости отмены велась на разных площадках все первое полугодие, а в июле 2009 года отмена наконец-то состоялась (очередные пики сообщений в СМИ). В 2009 году вступило в силу принятое ранее решение о «малой приватизации». Одновременно был увеличен предел годовых доходов для МСП, кто имел право применять упрощенку (с 30 млн до 60 млн руб.); индивидуальные предприниматели — «упрощенцы» получили право нанимать до пяти человек, сократилась отчетность по налогу (раньше сдавали каждый квартал, теперь — один раз в год). Вот, пожалуй, и все. По совокупному количеству сообщений в 2009 году федеральные СМИ писали о проблемах МСП больше, чем когда-либо, — как до, так и после этого периода. Но это уже был скорее хвост удаляющейся кометы.
2010—2011 годы — провал пиара и, соответственно, сокращение сообщений об этом в федеральных СМИ. Но никаких значимых действий со стороны государства уже нет. Интересный сюжет. Во второй половине 2010 года профильный департамент МЭР провел конкурс на научно-исследовательскую работу (стартовая цена — 5 млн руб.), суть которого — информировать общество и «пиарить» МСП (а также «ньюсмейкеров» из руководства департамента). В 2008—2009 годах, когда специально оплаченных МЭР проектов по пиару МСП не было, федеральные СМИ говорили о нем больше, а когда появился платный заказ на пиар МСП и его кураторов, интерес СМИ к сектору почему-то скукожился.
Сегодня действующий президент (канун очередных выборов) стал «стараться» для будущего (долг платежом красен). В январе на встрече с первым вице-премьером правительства и госбанкирами он снова поднял тему МСП. Федеральные СМИ активно осветили сей государственный «импульс». Жаль, что пока нет возможности сравнить динамику упоминаний в этом году с тем, что было раньше, ведь до окончания квартала еще целых два месяца…