Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Хочу стать олигархом! Газета "Биржа труда"

В дореволюционной России все предприниматели — от купцов до ремесленников — обучали своих детей бизнесу. Ребенка чаще всего отдавали «в люди», чтобы он прошел длинный путь «снизу доверху» в других компаниях, и лишь после обучения забирали в свой бизнес

Николай Челондай

Однажды ступив на предпринимательскую стезю, новые хозяева жизни неизбежно задумываются: кому, когда подойдет срок, передать свой бизнес? Есть ли у подрастающих детей способности к предпринимательству? И если есть, то где и как их развить?

Государство в решение этих вопросов не вмешивается, бизнес решает их сам. Предпринимате­ли отдают своих малышей в частные бизнес-школы, а детей постарше — в руки опытных консультантов.

Как убеждена руководитель проекта по профориентации для старшеклассников «Prоект PRO» Юлия Пасс, развивать в детях предпринимательские навыки так же важно, как обучать их языкам, музыке, рисованию и прочим предметам. Потому что ни в одной деловой игре нельзя полагаться на везение — победу приносит разное сочетание качеств: умение анализировать, рисковать или, наоборот, выжидать, оценивать позиции конкурентов, управлять финансами, выбирать стратегии…

«Капиталистическое образование» развивается по нескольким направлениям. По одному из них идет консалтинг-центр «Шаг». Консультанты «Шага» разрабатывают для детей различные бизнес-кейсы и водят их на экскурсии в компании, где они могут пообщаться с топ-менеджерами и задать любой вопрос. Стоимость такого обучения складывается из стоимости консультанта в час.

Впрочем, это не совсем обучение, а скорее тестирование, направленное на выявление у детей способностей к предпринимательству. Родители же нередко хотят получить однозначный ответ: где у детей та «кнопка», которая позволяет «включить» у них бизнес-поведение. Но у консультантов другая задача — давать родителям рекомендации по дальнейшему обучению. Ведь ярко выраженными предпринимательскими способностями, по мнению ученых, обладают лишь 4–5 человек из ста.

По-другому работают в частной школе «Взмах» в Санкт-Петербурге. Как говорит ее исполнительный директор Елпидифор Самышкин, дети в школе учатся до конца июня. Первый летний месяц они проходят производственную практику: кто‑то пробует себя в издательском бизнесе, кто‑то принимает участие в маркетинговых опросах.

Навыки той или иной работы у них уже есть, ведь параллельно основному процессу обучения учащиеся школы постоянно играют в деловые игры: учатся торговать на аукционах, разрабатывают инвестиционные проекты и бизнес-планы будущих предприятий, находят на рынке интересные ниши.

— В начале 90‑х в школу приводили детей в основном обычные служащие и инженеры, которые задумывались над тем, как жить в новых условиях, — вспоминает директор. — Потом стали появляться дети предпринимателей, и сегодня они составляют большую часть обучающихся. Чуть меньше в школе детей наемных менеджеров и еще меньше — детей чиновников.

По его наблюдениям, выпускники без труда поступают в вузы, умеют планировать свое время, многие из них на последних курсах начинают работать, а некоторые открывают свое дело. Около 25% выпускников школы работают в собственном бизнесе.

— Предпринимательские способности (а это прежде всего умение видеть спрос и способность к риску) действительно могут проявляться в самом раннем возрасте, — говорит вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. — Например, если ваш ребенок купил что‑то по одной цене, а за углом продал эту вещь в два раза дороже, коммерческие навыки он уже проявил: способность к риску у такого ребенка есть.

Но, убежден ученый, результаты такого обучения нужны, прежде всего, родителям-владельцам бизнеса, которые принимают решение передать свое дело детям.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

Ребенок у бизнесмена в любом случае не пропадет — станет он предпринимателем или нет. А как обстоит дело с поиском и обучением остальных талантливых детей? Тут первую скрипку должно играть государство. И, кажется, оно наконец‑то всерьез взялось за решение этой задачи. Правительством РФ разработан проект государственной концепции поиска и обучения талантливых школьников и студентов.

Концепция предлагает дополнить вузовские курсы «Педагогика» и «Психология» разделами об одаренных детях и организовать подготовку и переобучение уже работающих учителей.

Сейчас учитель, подготовивший призера или победителя Всероссийской или международной олимпиады, не имеет ни премий, ни прибавок к окладу. Скоро такие педагоги смогут рассчитывать на материальное вознаграждение.

В федеральных и региональных бюджетах появятся субсидии и гранты, стипендии для тех, кто работает с одаренными детьми.

Предусматриваются повышенные пенсии — 50–70% от среднего заработка — для выдающихся профессионалов в разных сферах деятельности.

Искать и поддерживать таланты будет Координационный совет при правительстве РФ. Финансировать эту работу станет специальный фонд из средств федерального, региональных бюджетов и частных лиц. Этот же фонд будет финансировать олимпиады.

Вырастет и число таких интеллектуальных состязаний, расширится их тематика. В ближайшее время появятся олимпиады по философии, социологии, политологии, а вузы и НИИ получат для этого соответствующую поддержку.

Получат поддержку и спортивно одаренные дети. В частности, появится система спортивного мониторинга и расширится сеть училищ олимпийского резерва.

Еще один важный документ — законопроект о содействии гражданам в получении образования в негосударственных школах и детских садах — готовит Госдума. По словам председателя думского комитета по образованию Александра Дегтярева, новый закон позволит людям с небольшим достатком отправлять своих детей в «продвинутые» частные школы или детские сады, а значит, раньше выявить и развить их способности и таланты.

Такая возможность у граждан появится благодаря снижению родительской платы, поскольку частные школы и детсады станут получать дополнительные субсидии от государства.

Поможет закон и самим частным школам и детсадам. Как пояснил Александр Дегтярев, когда рядом с муниципальной школой будет работать частная, и туда дети будут идти с большим желанием, появится так необходимая в образовании конкуренция. И те, и другие школы будут вынуждены повышать качество образования.

Начальная школа уже учится по новому стандарту, а детсады работают по старым правилам. Теперь это отставание устраняется. Приказом Минобрнауки РФ вводятся единые государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости