Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Инкубировать бизнес ради… премий? "Северный обозреватель"

На волне модернизации-инноваций о развитии малого и среднего бизнеса говорит даже коммунист Зюганов. Причем доля популизма в этих словах превышает, по-моему, даже рассуждения о необходимости поддержки всего остального. По сути, если каждого, кто берется вдаваться в разглагольствования о «малышах», спросить, что есть же есть такое «малый бизнес», то в большинстве случаев четкого ответа не услышать.

Одним из элементов политики государства в сфере развития МСБ стало создание бизнес-инкубаторов и технопарков. Инкубирование стало очередной модной идеей среди чиновников. Однако как и любая новомодная идея она чаще всего призвана быть одномоментной. На практике это чаще всего выглядит так: «мы построили бизнес-инкубатор, так что бизнес вокруг сейчас зацветет буйным цветом». Но что-то не цветет…

Я бы хотел привести несколько цитат из статьи вице-президента Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимира Буева «Себестоимость стартапа», опубликованной в Бизнес-Журнале:

Разработанная департаментом «Проектная карта развития МСП» предполагала увеличение количества бизнес-инкубаторов с 70 в 2008 году до 160 в 2012-м. <…> Сегодня трудно найти кого-то, кто помнит об этой хорошо разрекламированной когда-то «Проектной карте». Даже сам «коллективный автор» в лице профильного департамента Минэкономразвития предпочитает о ней не вспоминать, поскольку фактическая картина оказалась далекой от действительности.

<…> Есть официальные данные министерства о том, что за весь период реализации программы «наинкубированы» 932 компании — помимо тех, что инкубируются сейчас. Однако нет ни официальных, ни неофициальных (экспертных) данных, многие ли из них выжили. Между тем один из ключевых показателей эффективности бизнес-инкубаторов — это как раз процент жизнеспособных компаний, вышедших из‑под их «крыла»; за рубежом мониторится прежде всего этот итоговый результат. Так, по данным National Business Incubation Association (США), 87% американских компаний — бывших резидентов инкубаторов продолжают работать.

И еще пара цитат, которые полно охарактеризуют ситуацию с инкубаторами в стране. Первая характеризует взаимосвязь российских венчуров и инкубируемые проекты. Точнее — отсутствие этой взаимосвязи:

Российские венчурные инвесторы повышают активность на зарубежном рынке. В последние несколько дней произошло два события, связанных с активизацией деятельности российских инвесторов за рубежом, пишет портал UNOVA. Так, RTP Ventures Леонида Богуславского расширяет свою деятельность в Нью-Йорке и Бостоне, а Maxwell Biotech Venture Fund (MBVF) просто официально пришел в США. (Источник - http://bit.ly/xt6jUz)

И вторая — реальная практика:

Другой пример объективных ограничений, с которыми приходится иметь дело российскому бизнесу, — среднее чиновничество, которое, вопреки желанию руководства страны (вполне допускаю, искреннему), становится практически непреодолимым препятствием на пути создания инновационной экономики.

Ведь что у нас происходит? Вот придумал человек что­то новое и пошел к чиновникам. И… тут же <…> на бедолагу вывалят не десять, а сотни ограничений.

Дальнейшие варианты развития событий известны. Сценарий «А»: в инноваторе быстро угасает энергия (часто потому, что человек не принял как аксиому факт сознательного блокирования его инициатив чиновниками). Сценарий «Б»: человек принял эти ограничения и начал искать решение, удовлетворяющее всем условиям поставленной задачи. Например, оформил по документам одно, а на самом деле начал делать другое. (Источник - http://bit.ly/yiBRWD)

И по сумме трех сложений получаем:

Статистика Минэкономразвития свидетельствует о том, что доля инновационной продукции во внешнеторговом обороте России в последние годы имеет досадную тенденцию к снижению: в 2008-м она составляла 7,4%, в 2009-м — 6,9%, в 2010-м — 7%. (Источник — http://bit.ly/yxUyu7)

Так как же так?! Инкубаторов хоть ложкой ешь, а нового — с гулькин нос. Или это просто потому что инкубатор нужен как памятник бесхозяйственности: «построим, и достаточно», м?

Уверен, что каждый из мурманчан слышал о существовании инкубатора в Апатитах. Да-да-да, там такой есть и он не на территории психиатрической больницы, как могли бы пошутить читатели. ГОУ МРИБИ, как он называется, оказывает следующие услуги:

1. Предоставление рабочего места ГОУ МРИБИ Резиденту на безвозмездной основе, оборудованного компьютером, оргтехникой и мебелью, телефоном, доступом в Интернет, установленным лицензионным программным обеспечением, коллективным доступом к междугородной связи, факсу, копировальному аппарату, цветному принтеру, в порядке и на условиях, определенных требованиями раздела 3 Порядка.
2. Почтово-секретарские услуги.
3. Консультационные услуги, предоставляемые специалистами ГОУ МРИБИ по вопросам:
3.1. Налогообложения.
3.2. Бухгалтерского учета.
3.3. Кредитования.
3.4. Правовой защиты и развития предприятия.
3.5. Бизнес-планирования.
3.6. Повышения квалификации и обучения.
3.7. Доступа к информационным базам данных.
4. Предоставление доступа к сети Интернет (300 Мб/месяц).
5. Подготовка учредительных документов и регистрация юридических лиц.
6. Централизованная бухгалтерия для начинающих предпринимателей.
7. Маркетинговые и рекламные услуги.
8. Помощь в проведении маркетинговых исследований.
9. Помощь в получении кредитов и банковских гарантий.
10. Помощь в поиске инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами.
11. Поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров).
12. Повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности.

Но не выпускники сделали славу учреждению, а пара руководителей: М.Е.Гогитаури, который славно умел выписывать себе премии, и Н. Дятлев, который успешно судился с МЭР МО, а сейчас по слухам, находится под следствием.

Может быть, пора стимулировать частные инкубаторы? Например, на Западе все больше коммерческих бизнес-инкубаторов, доля которых на сегодня составляет примерно 25%. В европейских странах (например, в Германии) считают, что содействие созданию и развитию бизнес-инкубаторов — это в первую очередь задача муниципальных властей, а не федерации и даже не земель.

На мой взгляд, кому как не предпринимателю лучше знать, как и чем помочь подопечному. Кроме того, такая форма как участие инкубатора в составе учредителей, делает интерес руководства бизнес-инкубатора более пристальным к работе новоиспеченного бизнесмена.

А на носу еще один мега-проект — IT-Центр. Посмотрим, ведь цыплят по осени считают. Пусть даже и инкубаторских.