Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Развитие института лоббизма как фактор российской модернизации. Доклад. IV ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

Секция 10. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ. Научная сессия «Политические отношения и коммуникации»

П. С. Каневский

В условиях нестабильной мировой экономической и политической конъюнктуры перед Россией встает множество острых проблем, связанных с недостаточной развитостью внутренней инфраструктуры. Несмотря на то, что Россия добилась вступления в ВТО, а политики говорят о диверсификации экономики, этого пока недостаточно, чтобы перейти на новый уровень развития, стать реальной конкурентной силой в мире. Тому есть множество объяснений, однако среди основных можно выделить непрозрачность российского бизнеса, слишком высокую долю теневой экономики и бюрократически-корпоративную систему представительства интересов. Несмотря на то, что за последние 20 лет наблюдается скорее позитивная динамика в процессе упорядочивания отношений групп бизнеса и власти, Россия все еще далека от создания цивилизованной модели лоббизма. В настоящее время основными субъектами лоббизма остаются по-прежнему представители крупного бизнеса, в то время как за бортом в большинстве случаев оказываются важнейшие коллективные лоббистские группы, в том числе ассоциации малого бизнеса. Несмотря на свой относительно низкий удельный вес, малый бизнес в России должен рассматриваться в качестве необходимого фундамента не только экономики, но и социально-политической системы, т.к. малый бизнес является важнейшим каналом формирования среднего класса. Если говорить о роли малого бизнеса, то главное, что требуется от властей для того, чтобы развивать данный социально-экономический институт – это снятие административных барьеров и «пропуск» интересов малого бизнеса в структуры власти. В настоящее время господдержка малого бизнеса достаточно сильна, она составляет 30-40 млрд. рублей в год из федерального бюджета и примерно столько же из бюджетов региональных. Однако, по подсчетам Национального института системных исследований проблем предпринимательства, формальные и неформальные выплаты (в т.ч. коррупционные) малого бизнеса превышают выделяемые средства в 30 раз, что делает этот сектор убыточным и непопулярным среди граждан. Среди представителей малого бизнеса, 80% не довольно своим положением, 88% бояться в любой момент лишиться собственности, а две трети жалуются на коррупцию. Сейчас правительство и партии пытаются встраивать малый бизнес лоббистские сети с нормативной точки зрения. В 2007 г. был принят закон «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ», который упростил ведение налогового учета, создание отчетностей и ввел упрощенные модели приватизации государственного и муниципального имущества. Однако по-прежнему политический вес малого бизнеса мал и не идет в сравнение с тем уровнем влияния, который имеют крупные корпорации. Примером тому может служить то беспрецедентное доверие, которым пользуется главный коллективный лоббист крупного бизнеса – Российский Союз Промышленников и Предпринимателей, чья совокупная доля в ВВП достигает 80%, в то время как согласно стратегии правительства, основную часть ВВП должен формировать малый бизнес (до 60%), хотя сейчас эта цифра едва превышает 15%. Помимо этого, РСПП недавно получил эксклюзивное право участвовать в заседаниях правительства, что еще более упрочивает позиции крупного бизнеса и усиливает без того крепкие горизонтальные связи между исполнительной властью и корпорациями.

Президент одной из наиболее видных независимых ассоциаций малого бизнеса «Опора России» С.Борисов уже заявил, что такая конструкция выглядит однобокой и не учитывает интересов широких предпринимательских слоев. Развитие института лоббизма требует не только проработки четких законодательных норм, но и реальное изменение в системе представительства интересов, т.к. только малый бизнес способен создать здоровую конкурентную среду внутри страны и вывести Россию на новый модернизационный виток.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости