Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Свое дело: Как стартапы добиваются внимания и денег. «Ведомости»

Елена Горелова

Фото: PhotoXpress

Эта публикация основана на статье «Нечаянный инвестор» из газеты «Ведомости» от 30.03.2012, №57 (3071)

С инвесторами — как со счастьем: можно потратить много сил на их поиски, и все впустую. Но стоит забыть про поиски и предложить рынку что-то необычное — и появится человек, готовый вложиться в дело

Александр Лексаков и Елизавета Коротышева осенью 2011 г. начали проводить мастер-классы по изготовлению ювелирных изделий из серебра и полудрагоценных камней. Вывесили объявление в социальных сетях, зазывающее москвичей прийти и своими руками сделать украшение. Мастер-класс, который длился шесть академических часов, пользовался не очень-то большой популярностью — за два первых месяца его посетили всего 10 человек. Но однажды в мастерскую на Старой Басманной пришла клиентка, которая, смастерив своими руками брошь в виде яблока и заплатив за услугу положенные 15 000 руб., решила стать инвестором проекта и вложила в него стартовый 1 млн руб. Клиенткой оказалась Ольга Штауберг, совладелица ГК «Форафарм», крупнейшего дистрибутора и производителя парафармацевтической продукции. Неожиданные инвестиции были потрачены на развитие проекта — закупку материалов, аренду офиса, участие в выставке.

Не искали, но нашли

Лексаков до недавнего времени был владельцем небольшого магазина профессиональной косметики в ТЦ на юго-западе. Вместе с Коротышевой они разглядели незанятую нишу рынка — мастер-классы по изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов. «Мы прочитали статью, что такие классы пользовались популярностью в Европе, но в Москве подобных воркшопов никто не предлагает», — замечает Лексаков. Поначалу он относился к проекту как к хобби и не ожидал, что тот разрастется. Начиналось все как микробизнес: Лексаков переоборудовал свой 10-метровый офис в мастерскую, закупил 50-граммовые слитки серебра в Сбербанке по 38 руб. за 1 г, приобрел инструменты — ювелирный верстак, вальцы и горелку.

«Я люблю делать подарки своими руками, получается штучная вещь с душой, и к Новому году хотела подарить своей маме такое украшение, — рассказывает Штауберг. — Но от природы я совсем не рукодельница, поэтому и пришла к ребятам в мастерскую. Они мне сразу понравились, показались неравнодушными и увлеченными». Она объясняет, что инвестирование в проект было скорее «порывом души», нежели просчитанным шагом: «Я для них стала шансом на развитие, они для меня — творческой самореализацией». Стороны довольно быстро договорились: через месяц по просьбе Штауберг был создан творческий бизнес-план с картинками, который ей понравился, тем более что начинающие ювелиры взялись воплотить ее идею с яблоком — она была обыграна в дизайне украшений.

После того как совладелица «Форафарма» вошла в дело, бизнес расширился и превратился в ювелирное ателье «Жак Жотен». Для помощи в разработке бренда пригласили известного консультанта Николоса Коро, в штат компании вошли еще две девушки-дизайнера, а к уже имеющейся комнате добавилось еще три. В январе Лексаков в партнерстве с Штауберг зарегистрировал компанию, которая уже выпустила две коллекции украшений. К примеру, коллекция «Вежливо» — колье из жемчуга и серебра, сделанное в виде девичьих воротничков, — адресована женщинам, соблюдающим деловой дресс-код. Начали развивать новое направление — создавать дизайнерские предметы декорирования интерьера. Штауберг собирается и дальше помогать развивать «Жак Жотен» — например, планирует оплатить его участие в международных выставках и конкурсах.

Разбудили инвестора

Случаи таких спонтанных прямых инвестиций довольно редки, и их, увы, нельзя поставить на поток, убежден Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Все-таки чаще небольшие компании находят инвесторов через знакомых и родственников, добавляет он. И даже если инвестиции приходят в бизнес, что называется, с улицы, без серьезных усилий предпринимателей дело не обходится.

Вложить несколько сотен тысяч долларов в бизнес братьев Грачика и Татула Аджамянов инвестор решил после того, как прочитал блог-колонку на сайте Forbes.ru, которую вел Грачик. Проект Budist.ru начал работать весной 2011 г. Идея сервиса необычна — это так называемый социальный будильник: на сайте «Будиста» пользователь может разместить заказ — и в указанное время его разбудит звонок мобильного, по которому позвонит незнакомец. Сервис бесплатный, он работает благодаря тому, что есть не только желающие проснуться таким странным способом, но и те, кто хочет разбудить спящего. Сейчас сервисом пользуется около 15 000-20 000 человек ежедневно.

«Я сам жуткий соня и многое в своей жизни проспал, — признается Аджамян. — На будильник я реагировал слабо, и единственное, что могло меня быстро поднять с утра, — это мобильный телефон: подсознательно я всегда ждал звонка клиента». Так появилась идея сервиса. Несколько месяцев спустя после старта проекта Аджамян начал вести колонку на Forbes.ru. Буквально после первой публикации Грачик получил письмо от заинтересовавшегося человека, который предложил встретиться. Хотя предложение и было неожиданным, братья Аджамяны признают: все-таки в большей степени это не случайность, а результат усилий, вложенных в дело. И опыт стартапов и работы в интернет-проектах у Аджамяна был богатый: он руководил социальной сетью «В кругу друзей», основал собственную веб-студию. Встреча с потенциальным инвестором, на которой братья рассказали о стратегических планах «Будиста», все решила: через неделю проект получил инвестиции.

Миллион на «Пробки»

«Встречи с инвесторами только на первый взгляд кажутся случайными, но, если оглядываешься назад, понимаешь: это результат последовательных решений и действий», — убежден Максим Груздев, основатель и совладелец проекта «Пробки из окна». Он построен по принципу социальной сети. Любой желающий может скачать с сайта ProbkiizOkna.ru необходимое ПО и установить у себя дома камеру, которая будет следить за ситуацией на дороге, которую видно из окна.

«Последней каплей, которая помогла бизнес-ангелу принять решение инвестировать в Пробки” около 1 млн руб., стала статья в Ведомостях”, в которой был небольшой рассказ о проекте, а инвестор уже давно присматривался к сервису», — улыбается Груздев. Интересу инвестора предшествовала большая подготовительная работа: Груздев зарегистрировал «Пробки из окна» в сообществе стартаперов и инвесторов StartupPoint.ru, выступал на конференциях, благодаря чему появились публикации и отзывы о проекте.

А недавно у «Пробок» появились новые инвесторы, которые нашли Груздева благодаря информации, которую тот направлял в один из венчурных фондов еще два года назад.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости