Слишком многое в судьбе малого и среднего бизнеса зависит от географии
Чем большие суммы закладываются в федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), тем ниже их эффективность, тем хуже используются выделенные деньги. К такому парадоксальному выводу пришли эксперты Национального института сравнительных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), проведя аудит программ такого рода и изложив свои наблюдения и выводы в отдельном докладе.
Объем ассигнований, направляемых из центра на развитие этого сектора экономики, неуклонно растет, отмечают аналитики. Если в 2005 году только по программе финансирования МСП через региональные бюджеты было выделено 1,5 млрд. рублей, то в 2011-м - уже 16, в нынешнем - 20,8, ближайший прогноз - также не менее 20 млрд. рублей ежегодно. Но можно ли сказать, что в такой же прогрессии растет и набирает мощь малый бизнес?
- Мы вообще не смогли обнаружить значимой связи между объемом финансовой помощи и "чистыми", то есть не зависимыми от других причин, темпами развития малого и среднего бизнеса в регионе, - говорит вице-президент НИСИПП Владимир Буев.
Программа устроена так, что сначала деньги, предназначенные для малых предпринимателей, на конкурсной основе получают территории. Минэкономразвития периодически объявляет им, какие направления бизнеса оно будет финансировать через программу в будущем году. В минувшем таковых было 19 - от содействия повышения энергоэффективности до создания региональных представительств российских евроинформационных центров.
На первый взгляд, неплохо: есть из чего выбирать. Но дело в том, объясняет сотрудник НИСИПП Алексей Шестоперов, что перед претендентами поставлено условие - соответствовать полному набору требований. Если взять прошлогоднюю "разблюдовку", это значит культивировать бизнес по всем 19 направлениям. Но ведь регион региону рознь, и инвестиционный климат у каждого из них разный, и, стало быть, среда обитания у предпринимателей повсюду своя и свои точки роста. Уместны ли здесь единые критерии? Те же евроинфокорреспондентские центры, по мнению специалистов, эффективны в европейской части страны, а в восточной, особенно прилегающей к тихоокеанскому побережью, их лучше ориентировать на Азию. А мы гребем всех под одну гребенку, констатирует Шестоперов.
Кроме того, основной показатель, определяющий размер субсидий, на который может претендовать регион, это количество зарегистрированных на его территории субъектов малого и среднего бизнеса, говорится в докладе. Но за короткий срок здесь мало что может измениться, эффект базы - из "долгоиграющих". В итоге общий объем госпомощи растет, но львиная доля ее по-прежнему достается крупным субъектам РФ европейской части России, у которых с малым бизнесом и без того лучше, чем у многих других. В минувшем году, например, треть выделенных средств получили 6 регионов - Москва, Татарстан, Пензенская область, Ставропольский край, Нижегородская область, Санкт-Петербург. А в целом ситуация такая: в третью часть областей стабильно уходит две трети субсидий федерального бюджета для МСП. Так что многим эффективным и динамичным "газелям", поддерживать которых особо вознамерилось минэкономразвития (и о чем "РГ" рассказала на своих страницах 2 апреля), субсидий в рамках федеральной программы может и не достаться по одной-единственной причине - они не достались региону, где расположены перспективные предприятия малого и среднего бизнеса. Что называется, не там родились.
- При этом, распределяя средства между субъектами РФ, ответственные операторы программы мало интересуются, как освоены суммы, полученные в предыдущем году, - замечает Владимир Буев. - Масса примеров, когда территории не справлялись с задачей, а им как ни в чем не бывало открывают новое финансирование. При такой практике денег всегда будет не хватать, - резюмирует аналитик.