Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кассовая книга на обеденном столе, или Деньги детям по расходному ордеру? "Курская правда"

Представьте себе человека, мозг которого работает по принципу: левая часть руководит левой рукой и ногой, правая, соответственно, правыми конечностями. И между собой части никак не связаны, обе работают по собственному усмотрению. Что получится? Да ничего хорошего. В похожую ситуацию угодила немалая часть представителей малого бизнеса.

Курская предпринимательница Инна Бухина прислала по этому поводу письмо в редакцию.

«С января 2012 года вступил в силу новый нормативный акт Банка России, – пишет она. – Теперь согласно положению 373-П нас, предпринимателей, платящих единый вмененный налог на доходы, обязывают вести кассовую книгу. При этом лимитируется получаемая нами наличность, а деньги сверх лимита мы должны сдавать в банк. Что за странная форма заботы о малом бизнесе? Мы его ведем сами, как можем и умеем. Чаще всего выступаем и продавцами, и грузчиками, и экспедиторами в едином лице. Потому бухгалтерией пользуемся упрощенной. Для нас появление положения как гром среди ясного неба. Теперь нас заставляют открывать счет в банках, услуги которых далеко не бесплатны, сдавать туда деньги. Чтобы получить их обратно на личные нужды семьи, мы должны снова заниматься волокитой и проводить полученное через кассовую книгу. Абсурд какой-то! А если вспомнить, что за каждую операцию банкиры аккуратно снимают комиссионные, взимают средства за ведение моего счета... Мы находимся на едином вмененном налоге, коэффициент которого каждый год растет, платим его независимо от того, есть ли у нас какие-либо доходы или нет. Кроме того, лимитирование наличности означает новую бумажную волокиту, а большинство из нас плохо знает бухгалтерские тонкости. И тут придется либо платить кому-то, либо уходить в тень. И непонятно, почему никто не хочет вникать в нашу проблему. Нам что, на митинги выходить?»

На вопрос нашей читательницы ответило Управление налоговой службы России по Курской области:

«Центральным банком Российской Федерации утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение), которое вступило в силу с 1 января 2012 года.

Положение распространяется как на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), либо перешедших на упрощенную систему налогообложения, так и на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, с 01.01.2012 г. индивидуальные предприниматели вне зависимости от применяемого режима налогообложения обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций, определенный Положением № 373-П, в том числе:

– определять лимит остатка наличных денег;

– хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег;

– оформлять кассовые операции приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002;

– обеспечивать наличие кассовых документов и других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

– вести кассовую книгу 0310004.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Контроль за полнотой учета выручки возложен на Федеральную налоговую службу».

Что ж, ясно и понятно, без каких-либо исключений и дополнений. Завел, например, сапожный бизнес на табуретке, не забудь, что учет куда важнее факта отремонтированных башмаков.

– Сильно подозреваю, что поправки в положение продавили или пролоббировали крупные банкиры, чтобы таким образом привлечь в свои финансовые учреждения как можно больше наличности и клиентов, – высказал свою точку зрения на принятый документ председатель совета курской региональной организации «Союз предпринимателей» Владимир Казарин. – Вот только, что из этого получилось? Недавно был в Обояни, улаживал конфликт. Местные предприниматели едва не взбунтовались, побывав на семинаре, проводимом налоговыми органами. Когда налоговики попытались обучить их пользоваться формулами расчета для определения лимита наличных в кассе, то начали с суммы 300 тысяч рублей в месяц. Вот тут-то сельские предприниматели и возмутились: откуда у них такие обороты наличности?

А есть ли другие точки зрения? Ведь Инна Бухина уверена, что эта проблема никого, кроме нее, не беспокоит и все знакомые ей предприниматели «варятся» в собственном соку.

«Согласно новым правилам работы с наличностью в представлении Банка России стерлась грань между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ибо «кассу» обязаны вести все. Что называется, одна рука «не ведает», что… творит другая: кажется, совсем недавно для тех, кто работает по «вмененному налогу», отменили кассовые аппараты, поскольку в этом не было экономического смысла,- считает Владимир Буев, вице-президент национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), — Тем не менее фирма (юридическое лицо) и индивидуальный предприниматель с точки зрения имущественной ответственности – это две «большие разницы». Индивидуальный предприниматель по Гражданскому кодексу в отличие от фирмы (юридического лица) по любым обязательствам несет ответственность всем своим имуществом (а не только 10 тысячами рублей уставного капитала). Именно поэтому различий между личным имуществом ИП-шника и его имуществом как физического лица нет. В отсутствии такого разделения предприниматель не может составить бухгалтерский баланс. Теперь каждому предпринимателю придется определиться с «лимитом по кассе», сверх которого все суммы он будет обязан сдавать в банк, после чего вносить записи в кассовую книгу. Если этого не произошло, то вот и нарушение. Не один еще споткнется на расчете «лимитов» и на последующей необходимости потом обосновывать снятие денег со своего же расчетного счета. По Интернету уже покатился сарказм такого рода: «Дожили, с сегодняшнего дня начинаю выдавать деньги жене по расходнику. Нужно только решить, где у нас дома будет место для проведения кассовых операций».

Строгость российских законов всегда с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения. Такая «компенсация», по всей видимости, уже началась, так как пока большинство предпринимателей, с кем удалось пообщаться автору этих строк, едва они отошли от новогодних излияний, не просто не были знакомы с «документом», но даже не слышали о нем. Те же немногие, кто успел ознакомиться, исполнять его не собирались, что называется, «до первой звезды» (до первой санкции). Какие громы и молнии им грозят от государства за нарушения? В документе Банка России об этом ничего нет, даже отсылочных норм. Ситуация пока не вполне ясна даже теоретически, не говоря уже о практике, которая может превзойти самые буйные фантазии. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) есть статья 15.1, устанавливающая санкцию за «нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций». Но и тут не без коллизий. С одной стороны, там говорится о наложении административных штрафов в размере 4-5 тысяч на должностных лиц (а ИП в рамках КоАП – это самые натуральные должностные лица). С другой стороны, нарушение порядка прописывается применительно к работе одних агентов рынка с «другими организациями», а ИП организациями не являются. Практика нам и покажет, каково будет правоприменение, и, кстати, кто выступит в качестве «дубинки» для нарушителей: банки или налоговики. Судебных прецедентов избежать будет сложно. Опять же: у представителей государства время в судах рабочее, за него платят тебе (даже если «солдат спит, служба идет»); у предпринимателя время тоже рабочее, но за него приходится платить из своих «кровных». Короче, пока мы видим очередную «пробу пера». Эта проба может означать: либо финансисты Банка России опростоволосились, не сумев снизойти до понимания различий между ИП и юрлицом и особенностей деятельности индивидуального предпринимателя. В этом случае Центробанк даст задний ход, а нормативный документ будет подкорректирован. Либо действие вполне осознанное и целенаправленное.

Лично я больше склоняюсь ко второй версии. Если верх одержит версия номер два, то индивидуальным предпринимателям придется держать кассовую книгу на обеденном столе и вести на нем внутрисемейные финансовые операции. Остается надеяться, что победит все же здравый смысл.

Борис Киряев

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости