Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства
РОССИЙСКИЕ ЧИНОВНИКИ УПРАВЛЯЮТСЯ В ЭКОНОМИКЕ ГОРАЗДО УСПЕШНЕЕ БИЗНЕСА. КОНЕЧНО, ЕСЛИ ВЕРИТЬ ИХ СОБСТВЕННЫМ ОТЧЕТАМ
В сентябре прошлого года Минэкономразвития России в одном из своих документов1 впервые предприняло попытку дать комплексную оценку того, какой социальный эффект принесли обществу средства федерального бюджета, выделенные на развитие малого и среднего предпринимательства и перечисленные в виде субсидий в региональные бюджеты. Для оценки использовался такой критерий, как количество созданных и сохраненных рабочих мест.
Сопоставление денег и результатов действительно впечатляет. Многостраничный и многословный официальный документ можно свести к компактной табличке, которую я здесь привожу, чтобы можно было ознакомиться с деталями. Но самая суть такова: потраченные в 2010 году на поддержку малого и среднего бизнеса средства федерального бюджета в размере 17,82 млрд рублей позволили создать 140 тысяч новых рабочих мест и сохранить 370 тысяч из числа уже имевшихся. Оставим последнюю цифру за скобками (понимая всю меру ее условности) и рассчитаем «чистую» сумму затрат бюджета на создание одного рабочего места. Получаем 127,2 тыс. рублей.
Теперь посмотрим, как шли дела у бизнеса на ниве социальной эффективности. По данным НИСИПП, объем прямых иностранных инвестиций в Россию в 2009 году составил $15,9 млрд, или около 510 млрд рублей2. Благодаря им, по оценкам компании Ernst & Young, в стране появилось всего-навсего 11,7 тыс. рабочих мест. Таким образом, создание одного места обошлось частным инвесторам в 43,5 млн рублей. Раз эдак в 340 больше, чем чиновникам. Сколь высока эффективность отечественных ведомственных «поддержантов»! Наши чиновники, распределяющие бюджетные средства в соответствии с программами поддержки, впереди планеты всей: частникам-иностранцам, вкладывающим в экономику собственные деньги, впору поучиться. Разница в эффективности столь разительна, что поневоле задаешься вопросом: а стоит ли вообще верить цифрам тех, кто «профессионально поддерживает» российский малый и средний бизнес?
Откуда профильный департамент Минэкономразвития получает оптимистичные сведения о созданных и сохраненных рабочих местах? Из лесу, вестимо. Думается, это сведенные воедино данные, полученные от региональных администраций. Тем ведь нужно по окончании каждого года отчитываться красивой цифрой, чтобы в следующем вновь получить причитающийся им кусочек федерального пирога с марципановой надписью «На поддержку малого и среднего бизнеса». Очень похоже на то, что в такой вот завуалированной форме, не боясь греха, кукушка хвалит петуха за то, что хвалит тот кукушку... А ситуация к такой похвальбе весьма располагает. В отличие от западных стран, в России вы не встретите того, чтобы социальный (да и экономический) эффект от вложения бюджетных средств измеряли независимые от федеральной и региональной власти аналитические и исследовательские центры.
1 Прогноз развития РФ на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20110921_014%20 (дата обращения — 16.03.2012).
2 Мониторинг инвестиционной активности в регионах России: прямые иностранные инвестиции в 2009 году // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL: www.nisse.ru/work/projects/monitorings/investment/investment_4.html (дата обращения — 16.03.2012).