Бизнес озаботился самозащитой от чиновников
Уже до конца этого года в России может появиться еще один защитник бизнеса - омбудсмен по правам предпринимателей. Бизнесмены собираются выдвинуть его из своих рядов и предлагают наделить самыми широкими полномочиями, вплоть до права приостанавливать ведомственные нормативные акты.
Идея введения в стране специального института по правам предпринимателей обсуждалась на днях на встрече президента Владимира Путина с деловыми кругами. О создании к 1 декабря этого года института уполномоченного по правам предпринимателей шла речь и в одном из первых президентских указов.
Уже сейчас на пост омбудсмена рассматриваются восемь различных кандидатур, рассказал "РГ" гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. Правда, конкретные фамилии он пока не называет. Обсуждает кандидатуры своих выдвиженцев и "Деловая Россия", они будут названы в ближайшие дни, говорит президент организации Александр Галушка. Бизнес-омбудсмен обязательно должен иметь опыт предпринимательской работы, но при этом быть готов к тому, чтобы отдать новой работе все свое время, называет критерии выбора кандидата Галушка. Кроме того, он должен быть уважаем предпринимательским сообществом, обладать таким набором личных качеств, чтобы стать настоящим защитником бизнеса. Омбудсмен должен чувствовать проблемы бизнеса и при этом иметь опыт работы на госслужбе, понимать специфику госуправления, добавляют в Минэкономразвития. Именно по таким критериям, уточняют в министерстве, стараются подбирать кандидатов на пост бизнес-уполномоченного в странах Евросоюза.
"Но пока не понятны функции новой структуры, - размышляет эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов. - Можно ли будет, например, позвонить омбудсмену и задать вопрос о конкретном проекте?". Главной задачей омбудсмена должно как раз стать решение конкретных проблем предпринимателей, когда нарушаются их права, успокаивают Никитин и Галушка. А раз в год омбудсмен мог бы обобщать практику и готовить доклады о состоянии предпринимательского климата, замечает Галушка.
Правда, если речь идет о нарушении законодательства, то с этим должна разбираться прокуратура. Но много проблем возникает из-за того, что изначально принимаются "неправильные" законы или нормативные акты, особенно на региональном и муниципальном уровнях, объясняет вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Владислав Корочкин. Значит, омбудсмен должен иметь право инициировать внесение поправок в действующее законодательство, приостанавливать действие нормативно-правовых актов, считает он. Важно, чтобы омбудсмен не стал "начальником бюро жалоб", добавляет президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. По его мнению, омбудсмена следует наделить такими полномочиями, которые сопоставимы с полномочиями Федеральной антимонопольной службы - делать предписания, предупреждения. И, может быть, даже штрафовать чиновников. У омбудсмена обязательно должны быть свои представители в регионах, добавляет Корочкин.
А для того, чтобы уполномоченный мог эффективно работать, он должен иметь довольно высокий статус. И быть госслужащим, возможно, в статусе вице-премьера либо это может быть независимый институт наподобие омбудсмена по правам человека, рассуждает Корочкин. Галушка полагает, что лучше не включать омбудсмена в структуру органов исполнительной власти, это должен быть независимый институт. Создать каркас будущей структуры, нормативно-правовую базу для ее работы мог бы совет по защите прав предпринимателей при президенте, предлагает Шохин. В совете, говорит он, должны заседать ключевые экономические министры и представители бизнеса. Если подготовкой документов займется только правительство, во-первых, процесс затянется, а во-вторых, не факт, что на выходе получится идеальная структура, предупреждает Шохин.
Но для того, чтобы дело с улучшением предпринимательского климата сдвинулось с "мертвой точки" мало создать новый институт, надо, чтобы все законы в обязательном порядке проходили антикоррупционную экспертизу и оценку регулирующего воздействия, замечает Шестоперов. Следует еще определить, как будет взаимодействовать новый орган с действующими структурами - Агентством стратегических инициатив, открытым правительством, комиссией по админреформе. И для начала можно посмотреть, что уже сделано, какие есть наработки, провести их ревизию, говорит эксперт.
Между тем, в Ульяновской области институт уполномоченного по правам предпринимателей работает с лета прошлого года, рассказывает региональный омбудсмен Анатолий Сага. В сферу его деятельности входят три основных направления - защита и восстановление нарушенных прав бизнеса, правовое просвещение и участие в законотворческой деятельности. По региональному закону, уполномоченный по статусу приравнен к зампредседателя правительства, но является независимой фигурой и имеет право давать поручения министрам. За шесть месяцев 2011 года омбудсмен принял 257 обращений от предпринимателей. И даже за этот короткий срок несколько должностных лиц муниципальной власти по обращениям омбудсмена были привлечены к административной ответственности, а несколько представителей органов внутренних дел - к дисциплинарной ответственности и уволены. Если предприниматель обращается к омбудсмену с заявлением о нарушении прав, тот проводит проверку, пишет запрос в орган власти, на который поступила жалоба, а затем дает свое заключение по запросу, рассказывает Сага. Чиновники обязаны либо устранить недостатки, либо - обжаловать заключение в суде. С омбудсменом согласовываются все региональные нормативные акты, а сейчас еще и обсуждается идея дать ему право законодательной инициативы. Идет речь и о введении должности бизнес-омбудсмена в муниципальных образованиях. Больше всего проблем возникает как раз на уровне сельских поселений, поясняет Сага. Но и федеральный уполномоченный тоже нужен. На региональном уровне нельзя решить проблемы федерального законодательства и нормативных актов, региональный омбудсмен не может повлиять на представителей территориальных органов федеральных структур, объясняет Сага.