Вчера Борис Титов впервые встретился с Владимиром Путиным в роли уполномоченного по защите прав предпринимателей. За неполные две недели своего омбудсменства он уже успел определиться с концепцией законодательства по улучшению институциональной среды для бизнеса: предложил создать приемные для предпринимателей во всех региональных центрах, наделить омбудсмена правом контроля за «вредными» действиями чиновников и либерализовать УК.
«Мы подготовили концепцию закона, который мы хотели бы обсудить и потом переложить уже в форму законодательного акта», — заявил вчера Борис Титов на встрече с Владимиром Путиным. Одним из ключевых моментов законопроекта должна стать «возможность приостанавливать действия чиновников (то есть нормативные и ненормативные законодательные акты муниципальных, региональных ведомств и властей)».
Кроме того, у федерального защитника бизнеса должны появиться региональные помощники, предложил г-н Титов. «Мы хотели бы открыть приемную, которая работала бы в соответствии с законом, и в Москве, и в региональных центрах», — отметил он.
В качестве ключевого инструмента улучшения инвестклимата бизнес-омбудсмен видит дальнейшую либерализацию уголовного законодательства в экономической сфере. По его мнению, изменения должны коснуться процесса возбуждения уголовных дел: чтобы дела доводились до судов общей юрисдикции лишь после того, как причину спора рассмотрят арбитражные суды. «Нужно со специалистами поговорить, — отреагировал на это предложение глава государства. — Или мы переводим в сферу гражданско-правовой ответственности, или оставляем в уголовно-правовой. Это отдельная тема».
Не наказывать уголовно предлагается и тех предпринимателей, кто совершил правонарушение впервые и полностью возместил ущерб. Срок судимости, по мнению г-на Титова, тоже должен быть пересмотрен, «потому что по экономическим вопросам сегодня такие же существуют сроки, как и по уголовным». «Мы хотели бы сократить этот срок до двух лет», — уточнил он.
«Дальнейшая либерализация УК — верное направление», — считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев. Сейчас под статьи о мошенничестве могут подводить почти любые административные правонарушения, не связанные с предпринимательской деятельностью. «Это связано с тем, что законодательство как было противоречивым, так и остается»,— говорит он.
Впрочем, сам формат деятельности бизнес-омбудсмена кажется эксперту сомнительным. «Не очень понятно, чем он будет заниматься, омбудсмен, — мониторингом проблем предпринимателей, внесением соответствующих предложений с попытками изменить институциональную среду или сбором конкретных жалоб и хождением по органам власти, чтобы их защитить (в последнем случае он может превратиться в инструмент лоббизма узких предпринимательских групп)», — размышляет г-н Буев.
Вопросы есть и у предпринимателей. «В бизнес-сообществе пока к новому омбудсмену относятся с осторожностью», — рассказал РБК daily источник, знакомый с ситуацией. «Например, недавно, выступая в Минэкономразвития, глава «ОПОРА России» Сергей Борисов, первым озвучивший идею бизнес-омбудсмена и считавшийся одним из серьезнейших претендентов на эту роль, заявил, что не в восторге от кандидатуры. Тогда он так и сказал, что пять дел, по которым он (Титов) освободил предпринимателей, — еще не показатель», — добавляет собеседник, присутствовавший на совещании.