Без поспешных решений
Неопределенность со сроками и составом участников освоения газоконденсатного месторождения Штокман в Баренцевом море подошла к концу. Несмотря на вложенные в проект 1,5 млрд долларов, участники Штокмана решили его заморозить. Эта новость не стала неожиданной – подобный исход предполагался с момента, когда акционеры «Штокман Девелопмент АГ» не смогли найти компромисс по условиям разработки месторождения.
В итоге «Газпром» пришел к соглашению с партнерами по проекту – Total и Statoil – о невозможности разработки Штокмана в настоящее время из-за слишком высоких затрат. «Все стороны пришли к решению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе», – комментирует член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов. И уточняет, что российский монополист не намерен принимать поспешные решения. По его словам, «Газпром» планирует выбрать партнеров по реализации Штокмановского проекта в течение месяца. Однако окончательное инвестиционное решение будет принято не ранее 2014 года.
Округ против
Начальная цена за 100% акций Нарьян-Марского морского торгового порта установлена в размере 41,3 млн рублей, сообщает федеральное Агентство по управлению государственным имуществом. Однако в администрации Ненецкого автономного округа (НАО) открыто высказывают недовольство решением Росимущества выставить акции порта на открытом аукционе. «Порт динамично развивается и является единственным государственным предприятием на трассе Северного морского пути в этой части Ледовитого океана, способным справляться с любыми профильными задачами», – объясняет директор порта Иван Чемко.
У предприятия есть определенная задолженность по налогам и сборам, однако Чемко заверяет, что за счет роста объема перевалки грузов порт уже по итогам 2012 года погасит все долговые обязательства. Опасения вызывает и общая стоимость имущества – 41,3 млн рублей: только три плавкрана, находящихся на балансе порта, оцениваются в 20 млн рублей каждый, не говоря уже о портовых, складских сооружениях и ином движимом и недвижимом имуществе. Ранее стоимость порта определяли на уровне 112 млн рублей.
Вельский проект
В Архангельской области объявлено о создании первого в регионе промышленного парка. Под эти цели уже определен участок площадью 40 га, расположенный в 2 км от города Вельска. Региональный Фонд имущества и инвестиций совместно с областным Министерством экономического развития и конкурентной политики ведут работу по привлечению потенциальных резидентов для открытия производств на территории Вельского промышленного парка. «Реализация проекта подразумевает получение федерального финансирования на инфраструктуру и инженерию в размере 90% его стоимости. Дальнейший менеджмент с выполнением всего комплекса услуг будет осуществлять единая управляющая компания», – говорит директор фонда Максим Заборский.
Выйти в лидеры
Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат, запустивший в конце августа третью линию производства, увеличит объем производства ДВП в полтора раза – до 27,3 млн кв. м в год. В целом до 2019 года в рамках комплексного инвестиционного плана акционер предприятия – группа компаний «Объединенные бумажные фабрики» профинансирует проекты на сумму 4,1 млрд рублей. В среднесрочном периоде на Сухонском ЦБК предстоит полностью реконструировать целлюлозное производство, что, как рассчитывают в компании, выведет комбинат в лидеры по выпуску упаковочной бумаги и гофрокартона в России.
Поиск компромисса
Северная пригородная пассажирская компания (СППК) подписала с правительством Коми соглашение о компенсации потерь от пассажирских перевозок пригородного сообщения на условиях, предложенных правительством республики, рассказывает заместитель главы Коми Александр Буров. В первоначальном варианте договора предлагалось вести учет затрат на пассажирские перевозки по территории республики на основании документов о фактических расходах. «Железнодорожники посчитали эту схему неприемлемой и представили свой механизм ведения учета, который не согласуется с бюджетной политикой Коми, а значит, не может быть принят», – отметил Буров. Подписание соглашения означает, что после представления СППК в правительство Коми документов, подтверждающих потери в доходах, компании из республиканского бюджета будут направлены 50 млн рублей.
Вологодская область также ведет переговоры с СППК о компенсации расходов на пассажирские перевозки, однако здесь до соглашения еще далеко. «Мы не можем позволить себе компенсировать необоснованные расходы. Затраты, о которых заявляют перевозчики (а это 38,4 рубля за одну зону на одного пассажира), при действующем тарифе 14 рублей не подтверждаются расчетами. Даже по первичной оценке можно понять, что рост в два с лишним раза маловероятен», – комментирует заместитель губернатора Вологодской области Андрей Травников. Он советует железнодорожникам заняться оптимизацией бизнеса: «Сложно представить, что пригородные перевозки настолько неэффективны, что становятся совершенно неконкурентоспособными».
Помощь для малых
Малый бизнес Карелии постепенно отвоевывает долю рынка у средних и крупных предприятий. По данным аналитического доклада «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2011 году», подготовленного экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства, у республики лидирующие позиции среди регионов России по показателям развития предпринимательства. Так, по темпам роста объема инвестиций в основной капитал и приросту числа малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек Карелия занимает второе место.
По словам заместителя министра экономического развития Карелии Сергея Алимпиева, в 2012 году на реализацию проектов в рамках региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Карелии на период до 2014 года» из местного бюджета выделено 58,7 млн рублей, из федерального – 169 млн. Новое мероприятие программы – субсидирование бюджетов муниципальных образований для софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства: поддержку получили девять программ на общую сумму 12,5 млн рублей. Эти средства потрачены на обучение и гранты для начинающего бизнеса.
Объявили амнистию
Правительство Латвии утвердило порядок налоговой амнистии, которая позволит Службе государственных доходов (СГД) и другим органам, взимающим налоги и пошлины (в частности, самоуправлениям), простить налоговым должникам пени и 90% штрафной суммы в обмен на уплату полной основной суммы налоговой задолженности.
По оценке Министерства финансов страны, с просьбой о налоговой амнистии в СГД могут обратиться порядка 110 тыс. налогоплательщиков. При этом акция носит разовый характер и закончится в декабре текущего года. К началу января 2012-го общая сумма налоговой задолженности в Латвии выросла до 929 млн латов. В СГД полагают, что за счет амнистии размер долговых обязательств сократится минимум на 30%.
Наказан за непослушание
Разразившийся в Изборске градостроительный скандал стоил кресла руководителю Дирекции по подготовке празднования 1150-летия города Игорю Гаврюшкину. Буквально накануне празднования юбилея на территории Изборской крепости был снесен флигель Дома причта – дома священника, в котором до революции жили настоятели Никольского храма.
Ранее предлагалось разрушить эти постройки, не имеющие исторической ценности, но губернатор Псковской области Андрей Турчак публично пообещал, что их сносить не будут. Однако в конце августа Гаврюшкин распорядился уничтожить флигель, что вызвало резкое недовольство Турчака. Губернатор поручил председателю Госкомитета по культуре Александру Голышеву обратиться в прокуратуру, которая «даст правовую оценку деятельности как органов местного самоуправления, так и лиц, ответственных за подготовку к празднованию 1150-летия Изборска». По мнению Турчака, виновные в несанкционированном сносе здания должны быть наказаны, а флигель Дома причта – восстановлен.
Между двух берегов
Финская компания Gasum актуализировала идею о строительстве газового трубопровода между Финляндией и Эстонией с прокладкой нитки по дну Финского залива. Идея газопровода, получившего название Balticconnector, возникла еще в середине 2000-х годов, однако проект постоянно откладывали, прежде всего по финансовым причинам. Теперь Gasum рассчитывает на софинансирование проекта со стороны Евросоюза.
Объем газа, который должен передавать Balticconnector, работающий в обоих направлениях, – порядка 2,5-3 млн кубометров в час. Проект оценивается в 500 млн евро, из которых порядка 300 млн будет инвестировано в строительство терминала для импорта сжиженного природного газа, который планируется возвести либо в Инкоо, либо в Порвоо. Доля ЕС в инвестициях в газопровод может достигнуть 50% стоимости проекта.
Плата за привычки
Председатель правления Больничной кассы (структуры, занимающейся медицинским страхованием) Эстонии Танель Росс предлагает увязать суммы взносов в кассу с наличием или отсутствием у человека вредных привычек. «Если я контролирую кровяное давление, уровень сахара в крови или знаю, что мой лишний вес целиком зависит от моих привычек в питании, то я могу изменить свои привычки, чтобы уменьшить риск для здоровья и немного уменьшить потребность использовать ресурсы Больничной кассы», – объясняет он. Понимая, что подобная новация даже в случае принятия не привлечет в бюджет Больничной кассы серьезные дополнительные инвестиции, Росс готов обсудить с Департаментом здравоохранения страны более капиталоемкие идеи – взимать страховые взносы с дивидендов и пенсий.