Разговор о мерах поддержки малого предпринимательства
О поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ вообще и в Петербурге в частности говорится много. Да и делается, будто, немало, особенно если рассматривать бюджетные расходы на это. В частности на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая фермерские хозяйства, в текущем году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2012 г. N 1410-р "Распределение субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ…" выделено 19 млрд рублей. В том числе для бизнесменов Санкт-Петербурга - 260 млн рублей. И это только из федерального бюджета. Непосредственно из бюджета С.-Петербурга в 2012 году выделено более 500 млн. рублей. Во многом благодаря скоординированной с бизнес-сообществом позиции правительства, наш город занимает ведущее место по уровню развития малого и среднего бизнеса в России.
Так что же не так в отечественном малом бизнесе и (или) его господдержке? В этом на примере ситуации на рынке торговли Северной столицы мы попытались разобраться с Сергеем Федоровым, председателем Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга.
О пользе и вреде сетей
- Сергей Владимирович, обрисуйте вкратце ситуацию в петербургском малом бизнесе в торговле.
- Во-первых, я хочу отметить, что в Петербурге более 340 тысяч субъектов малого предпринимательства, это самый высокий показатель по России. В этом есть заслуга и бизнесменов, и общественных организаций, их поддерживающих, и - что бы мы ни говорили, - правительства города. Больше половины из этого числа малых предприятий действуют в сфере торговли и потребительского рынка.
Теперь о тех, кто составляет им конкуренцию – о крупных сетях. Данные по их доле на рынке Петербурга разные: по оценке нашей Ассоциации промышленников и предпринимателей, крупные сети контролируют около 70% рынка, по информации Ассоциации предприятий малого бизнеса в сфере потребительского рынка, – более 80%, госструктуры приводят показатели от 54 до 60%. В любом случае «сетевики» превалируют на рынке. Почему это произошло? Потому что государством был сделан большой крен в сторону сетевиков. И это, вроде бы, объяснимо: координировать работу крупных сетевых структур значительно проще, и, надо отдать должное, наводить порядок там тоже легче, например, с точки зрения контроля качества реализуемой продукции, соблюдения норм санитарного и противопожарного контоля.
Но этот крен уже выявил большое количество недостатков сетевой торговли. Во-первых, нанесен удар по отечественному мелкому производству продуктов питания, в частности по фермерам Ленинградской области. По нашим оценкам, для того, чтобы попасть на полку крупной розничной сети, производителю надо заплатить от 10 до 30 тысяч рублей за каждый вид товарной продукции, как бы ни назывались эти сборы – «за маркетинговые услуги» или как-то иначе. Отказ поставщика от этой услуги означает отказ сети от сотрудничества. То есть попасть на полку мелкому предпринимателю даже финансово сложно. Кроме того, мелкий производитель не может обеспечить поставки во все магазины крупной сети, следовательно, сетям такой партнер экономически не выгоден. Мелкий производитель был бы интересен мелкому продавцу, но последнему все сложнее выживать на рынке, пытаясь конкурировать с гигантами в этом бизнесе, и подстраиваясь под новые законы, лоббирующие интересы крупных сетевиков. К сожалению, сегодня малый бизнес в сфере потребительского рынка выживает не благодаря поддержке властей, а вопреки.
Второй минус крена в сторону сетевой торговли – вопрос национальной (продовольственной) безопасности. Какие производители способны обеспечить регулярные крупные партии товаров для сетей, заплатить им без лишних вопросов все взносы? В первую очередь это крупные западные компании. Потребляя западные товары, мы поддерживаем чужую экономику. Не создавая условий для работы российских малых предприятий, мы загубим собственное сельскохозяйственное производство и станем зависимы от европейского сельхозпроизводителя. Уже до 80% продовольствия поставляется в Петербург из-за рубежа. И с вступлением России в ВТО ситуация будет только ухудшаться.
Третья проблема, связанная с монополизмом сетей, была наглядно продемонстрирована осенью прошлого года, когда цена на гречку в городе выросла в разы. Никто так внятно и не объяснил, почему это произошло. По нашему мнению необоснованное повышение цен на гречу – это проверка управляемости ценообразования в городе со стороны крупных сетевых структур. Сегодня сетевые монополисты могут договариваться между собой о ценах на важнейшие товары в Петербурге посредством 4-5 телефонных переговоров. Для этого даже не обязательно присутствовать в стране.
О городской программе развития магазинов пешеходной доступности и тяге к свету
- Говоря о новых законах, лоббирующих интересы сетевиков, какие из них вы имеете в виду?
- Вы и сами знаете, какие. Закон запретил продавать алкоголь мелкой нестационарной рознице и тем магазинам, что соседствуют со школами, детскими садами и т.п., таким образом, малые предприятия торговли лишились высокомаржинального ассортимента. А теперь вот-вот примут антитабачный закон, который запретит им продавать и сигареты. Если у человека не будет возможности купить пачку сигарет где-то по пути, то он станет закупать их заранее и блоками в супер- и гипермаркетах, то есть объемы продаж сетей, конечно, вырастут. А в маленьких магазинах продажи значительно сократятся. Многие торговцы вынуждены будут закрыть свой бизнес.
Некоторое время назад город выказывал намерение помогать мелкой рознице. Вспомните, еще в 2005 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко по просьбе Общественного совета приняла решение о создании сети магазинов пешеходной доступности. Было постановление городского правительства, которое давало зеленую улицу тем, кто хочет открывать такие магазины. И за 3 года, имея в руках постановление Правительства города, мы сумели открыть 34 магазина, это из 700, которые предусматривались изначально! Причем, если мы рассмотрим эти 34 через лупу, выяснится, что из них только 9 новых, остальные уже действовали прежде и просто были переименованы для получения причитающихся постановлением льгот. Влияние сетей, на чиновников настолько сильно, что сначала в адресной программе для открытия магазинов пешеходной доступности были указаны участки, совершенно никому неинтересные (на которых прибыли магазин не принесет), а потом Программу создания магазинов пешеходной доступности и вовсе закрыли.
К сожалению, среда обитания бизнеса такова, что если завтра вы захотите заняться бизнесом, самым простым его видом – мелкорозничной торговлей, это будет задача, не имеющая решения. Ведь даже из 9 упомянутых магазинов, открытие которых приветствовалось городским правительством, ни один не сумел официально подключиться к энергосетям (кто-то договорился с ТСЖ и незаконно бросил силовой провод, кто-то еще как-то выкрутился). Все потому, что порядок подключения к энергосетям определяется массой постановлений правительства РФ - №№ 334, 531, 754, 861, - и я не знаю ни одной структуры малого бизнеса, которая могла бы выполнить требования, перечисленные в них. Сегодня 80% малых предприятий из 340 тысяч не имеют договоров на энергоснабжение. То есть получается, что эти люди нарушают действующее законодательство! Не по злому умыслу они это делают, а потому, что по закону не могут!
Допустим, я владелец или директор предприятия, имеющего договор на энергоснабжение. Вы обращаетесь ко мне с просьбой о подключении к сетям уже через мою компанию. Но я, при всем уважении к вам, не смогу этого сделать, потому что в моем договоре с монополистом написано, что без разрешения того, кто дает мне электроэнергию, я не имею права кого бы то ни было подключать.
- Свое предприятие, видимо, я не открою…
- Существенный удар по малому бизнесу наносят всевозможные проверки. Например, сегодня пожарные инспекторы могут прикрыть любое малое предприятие, в том числе и торговое. Любой человек сегодня может написать заявление в прокуратуру, что у такого-то предприятия, например, нет огнетушителя, что он мол, очень переживает за граждан, обслуживающихся там. Потом на предприятие приходит пожарный инспектор и, даже если находит огнетушитель, все равно находит и нарушения правил пожарной безопасности. По нашему мнению, даже выучить все существующие требования пожарных невозможно, не то, что их соблюсти. Стены должны быть обработаны определенным составом, ступеньки на лестнице должны быть установленного размера, двери должны открываться в определенную сторону и должны быть оборудованы специальными доводчиками… Таких требований огромное количество.
После пожара в «Хромой лошади» в Перми было закрыто 3,5 тысячи заведений общепита по всей стране и чрезвычайно ужесточились штрафы – они теперь измеряются десятками и сотнями тысяч рублей. Понятно, что безопасность граждан очень важна, и ответственность с владельцев и директоров заведений никто не снимает. Но суммы штрафов за не ту ширину ступеньки или отсутствие шланга просто неподъемные и не разумные для малого бизнеса. Поэтому, когда предприниматели приходят к нам в ассоциацию с жалобой на очередную проверку пожарных инспекторов, я говорю: «Договаривайтесь на месте».
- Как-то беспросветно все получается… А как же государственные субсидии на поддержку малого предпринимательства?
- Сотни миллионов бюджетных рублей сегодня раздаются на субсидии малым предпринимателям. Но мы в Ассоциации промышленников и предпринимателей считаем, что нельзя в стране, занимающей 143 место по уровню коррупции, раздавать бизнесу «халявные» деньги. Вот я похож на человека, которому нужно помогать деньгами? Но я могу сегодня сесть и написать бизнес-план, зарегистрировать новое малое инновационное предприятие и получить эти деньги. Город не будет иметь права мне отказать в субсидировании, если я напишу прекрасный план, соответствующий всем предусмотренным требованиям. А если подключить к этой схеме десять друзей, которые зарегистрируют 10 новых предприятий. Поручить юридическому отделу Ассоциации разработать 10 новых инновационных планов и подключить в эту схему административный (или коррупционный) ресурс, то можно рассчитывать на законное получение до 3 000 000 и более рублей субсидий. Эти предприятия работать не будут – не задался в бизнес. И что?! Бюджетные деньги ушли, бизнеса нет, и никто не виноват. Это очень плохо, когда воровать стало так легко и, самое плохое, что законно.
Новый комитет и новый омбудсмен как символы надежды
- А где выход?
- Сегодня капитал бежит из страны – люди предпочитают покупать недвижимость за рубежом, там открывать заводы и предприятия потребительского рынка. В прошлом году из страны ушло 87 млрд долларов, в этом планируется вывод 50-ти млрд. Эту ситуацию надо менять, трансформируя систему управления экономикой. Если бы районные чиновники нашего города были заинтересованы в развитии малого бизнеса, то многие проблемы были бы решены. Количество денег, используемых районными администрациями, зависит от договоренностей глав районов с вышестоящим руководством, а не от того, насколько эффективно работает бизнес в районе. По этому «де факто» бизнес чиновнику не важен. Если к этому положению добавить отсутствие зависимости районного чиновника от населения, проживающего в районе, по причине того, что он не выбирается, а назначается губернатором, то общая картина системы управления складывается удручающая.
Если бы чиновник отвечал за пополнение бюджета района, а его должность была бы выборной, то он бы стремился, хотя бы ради очередного переизбрания на свой пост, поддерживать малый и средний районный бизнес. А сейчас: попал в государственный аппарат приличный чиновник - что-то делает, не попал – система не работает.
Еще печальнее ситуация в муниципальном управлении города. Я депутат четырех созывов и знаю эту ситуацию не понаслышке. Созданная нами структура из 111 муниципальных образований не эффективна по теории управления сложными системами. Она просто не может эффективно работать никогда. Необходимо срочно сократить число муниципалитетов до 18-ти, наделить их большими полномочиями. И тогда взаимодействие муниципалитетов и районных администраций даст новый мощный импульс развитию всего города. (Смотрите Первый закон философии «Единство и борьба противоположностей), показывающий источник развития).
Губернатор С.-Петербурга назначил нового куратора малого и среднего бизнеса. Новым заместителем председателя комитета экономики промышленной политики и торговли стал руководитель «Деловой России» нашего города, широко известный предприниматель Э.Э. Качаев. Ассоциация приветствует вхождение бизнеса во властные структуры и окажет новому куратору любую помощь и поддержку. С января 2013 года в нашем городе впервые появится Комитет по поддержке предпринимательства и потребительского рынка. Это говорит об изменении позиции нового городского правительства. Все известные нам объединения предпринимателей поддерживают это решение губернатора Георгия Сергеевича Полтавченко.
В ближайшее время в городе появится региональный бизнес-омбудсмен, - уже в сентябре будет объявлено, кто займет этот пост. Надеюсь, что назначение произойдет по согласованию с бизнес-сообществом города. Основной задачей нового чиновника будет создание благоприятной среды обитания для бизнеса и инвестиционно привлекательного образа нашей северной столицы.
Петербургское предпринимательство в цифрах
• По данным КЭРППиТ, на начало 2012 года в городе насчитывалось 237560 малых предприятий, 218557 из которых - микропредприятия. Таким образом, за 2011 год количество малых предприятий Санкт-Петербурга увеличилось на 30561 единиц. В городе также осуществляют свою деятельность 102371 индивидуальный предприниматель (за 2011 год их прирост составил 7995).
В 1 полугодии 2012 года, прирост малых предприятий, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей, в абсолютном выражении составил 23433 новых предприятия. Следовательно, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность 363364 средних и малых предприятия, из них 238009 - микропредприятия, 18438 – малые, 106917 – индивидуальные предприниматели.
• Предприятия малого бизнеса обеспечивают порядка 30 % всех налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга.
• Наибольшее число малых предприятий (включая микропредприятия и ИП) приходится на сферу оптовой и розничной торговли - 44,4 % (161415 единиц). Если рассматривать отдельно индивидуальных предпринимателей, то больше всего их работает также в сфере торговли - 43,1 %. За первое полугодие 2012-го прирост ИП, занятых в сфере торговли составил 13,3 % (от общего количества вновь образовавшихся ИП), в свою очередь 56,8 % вновь образовавшихся малых и микро- предприятий осуществляют свою деятельность в сфере оптовой (50,6%) и розничной (6,1%) торговли.
strong>Малый бизнес как работодатель
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростата) по состоянию на конец 1 квартала 2012 года среднесписочная численность работников малых предприятий (с численностью сотрудников от 15 до 100 чел.) -290290 человек (без учета внешних совместителей и сотрудников до договорам гражданско-правового характера). Средняя численность внешних совместителей составила 15833 человек, работников по договорам ГПХ – 8114.
Основная доля занятых работает на предприятиях оптовой и розничной торговли (29 % от общей численности), на обрабатывающие производства приходится 17,2 % занятых в малом бизнесе или 54232 человека (с учетом внешних совместителей и сотрудников по договорам ГПХ).