Олег КОНЮХОВ
Миграционная политика России крайне противоречива
На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев заявил на заседании правительства о том, что необходимо увеличить размеры штрафов и сроки реального наказания за совершенные правонарушения в сфере миграционного законодательства. Премьер предложил повысить штраф до 300 тысяч рублей, а максимальный срок лишения свободы – до пяти лет, для членов организованной группы – до семи лет.
Помимо этого Дмитрий Медведев назвал тему нарушений миграционного законодательства "крайне резонансной" и сообщил, что количество соответствующих дел растет: если в 2006 году по материалам ФМС было возбуждено 230 уголовных дел, то по итогам 2011 года – уже около 400. Приведя эти цифры, премьер с грустью заметил: "Но при этом всех, кто привлекался к ответственности, штрафуют на относительно небольшую сумму – в районе 5000 рублей и отпускают восвояси. Это, конечно, не имеет никакого смысла".
Конечно, хорошо, когда премьер-министр обращает внимание на вопросы, волнующие значительную часть общества. Только слишком много различных "но" приходится при этом вспоминать.
Например, весной этого года о необходимости ввести уголовное наказание за нарушения правил регистрации приезжих в России говорил президент Путин. Прошло почти полгода – и что?
Медведев в качестве наиболее подходящей суммы штрафов называет 300 тысяч рублей. Но ведь речь идет о людях, которые зарабатывают на гастарбайтерах очень большие деньги. Для них 300 тысяч штрафа – не проблема. Взятки за то, чтобы закрыть глаза на нелегальные среднеазиатские бригады, навряд ли меньше.
Глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, занимающаяся помощью беженцам, а потому хорошо знающая проблемы как легальных, так и нелегальных мигрантов, отозвалась об инициативах премьера следующим образом: "Нелегалов от этого меньше не будет, а взятки увеличатся. Очевидно, что эти меры ведут к разрастанию коррупции. Все это двадцать раз исследовано и обсуждено". По мнению Ганнушкиной, для улучшения ситуации нужно реализовывать концепцию государственной миграционной политики на период до 2025 года, утвержденную в июне президентом Владимиром Путиным.
И тут опять возникает множество вопросов.
Около двух месяцев назад Федеральная миграционная служба обнародовала план мероприятий по реализации первого этапа упомянутой концепции. В этом плане мы вновь видим те самые законопроекты, обязывающие мигрантов сдавать экзамен по русскому языку, ужесточающие наказание за незаконную миграцию и совершенствующие механизм отбора и привлечения мигрантов. Все это, разумеется, будет внесено в Госдуму и, скорее всего, принято. А что дальше?
Да, действительно, разрабатывавшаяся более семи лет концепция является, по сути, первым в современной России документом, обозначающим ориентиры и приоритеты миграционной политики страны. Да, она определяет базовые принципы регулирования миграционных потоков. Вот только время для принятия такого документа уже прошло.
Сегодня только по официальным данным Федеральной миграционной службы, а они, по мнению независимых экспертов, занижены, на территории России находится более 10 миллионов иностранцев. Значительная часть из них – нелегальные мигранты. Согласно плану, проект того самого закона, вводящего уголовную и административную ответственность за организацию незаконной миграции, за который ратуют и Путин, и Медведев, появится только во втором квартале 2013 года. И это – лишь проект, который затем будет обсуждаться и приниматься Думой.
А руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко уже сегодня заявляет, что трудовые мигранты в России представляют собой угрозу как распространители опасных заболеваний: "Они болеют и обращаются к нам только в крайнем случае. Если он просто будет кашлять туберкулезом, то он к нам не придет, а всех заразит".
Кто обеспечит мигрантов обязательной медицинской страховкой, которая позволит им лечиться, а не заражать окружающих? Где проект соответствующего закона?
В последнее время у нас заговорили еще об одной, отнюдь не вчера и не позавчера возникшей проблеме. В российских школах сегодня примерно 10-15 % учеников, для которых русский язык не родной. И не просто не родной – в Россию в основном едут те, кто плохо знает русский язык. А их дети его зачастую не знают вообще. И, тем не менее, многие мигранты хотят закрепиться в России и учить тут своих детей.
СМИ приводят пример московской школы № 942, среди выпускников которой в этом году примерно половину составляли дети мигрантов, в основном азербайджанцы. Почти все они поступили на платные отделения вузов. При этом школьные педагоги отмечают, что дети мигрантов к учебе относятся очень серьезно. Даже в тех случаях, когда в семьях говорят только на родном языке, а родители закончили три класса, детей, тем не менее, заставляют учиться на пределе возможностей. Эти дети не прогуливают занятия и всегда выполняют домашнее задание.
Однако педагоги признают: сегодняшнее число детей мигрантов в большинстве наших школ можно считать оптимальным. Если их окажется больше, чем 4–5 на класс (а такое тоже случается), это может не только ослабить влияние русской языковой среды, но и спровоцировать конфликты.
Эти проблемы увеличением штрафов за незаконную миграцию не решить. Опыт европейских стран, где в школах представители коренных наций подвергаются оскорблениям со стороны оказавшихся в большинстве детей мигрантов, необходимо учитывать.
Речь сегодня должна идти не только о том, как пресечь нелегальную миграцию. С ней, безусловно, необходимо бороться, и штрафы должны быть явно в разы выше заявленных трехсот тысяч. Только тогда, когда и штраф, и прямо коррелирующиеся с ним суммы взяток должностным лицам станут больше, чем сумма получаемой выгоды, наши предприниматели прекратят бездумный завоз в страну нелегальных гастарбайтеров.
Речь должна идти и о том, что делать с людьми, приезжающими в нашу страну на законных основаниях.
Есть и еще одна серьезная проблема – различные миграционные программы у нас зачастую вступают в противоречие как с законодательством, так и с объективной реальностью. Бывший депутат Госдумы Вячеслав Игрунов рассказывал, как, будучи заместителем председателя комитета Думы по делам СНГ, он присутствовал в 2000-м году на заседании правительства. Там рассматривались очередная программа по привлечению мигрантов и закон о гражданстве РФ. Документы прямо противоречили друг другу, но и тот, и другой были приняты единогласно.
Что же касается программы привлечения в Россию живущих за рубежом соотечественников, то эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в течение нескольких лет проводившие мониторинг, в один голос утверждают, что она провалилась, поскольку не соответствует российским и зарубежным реалиям. Мало того, что лишь небольшая часть живущих в других странах соотечественников первоначально соглашается рассмотреть вопрос о возвращении. После ознакомительного приезда в Россию многие из них от этой идеи отказываются. Не можем мы обеспечить их запросы.
Проблемы, связанные с миграцией, как показывает опыт не одной только России, очень сложны. Их надо решать в комплексе, а эмоциональные решения об ужесточении ответственности за те или иные нарушения общей картины не изменят.