Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Чиновники отказали защитнику бизнеса в средствах защиты. "РБК daily"

Татьяна Кособокова, Анна Резникова

Вокруг института бизнес-омбудсмена, который должен начать работать с 1 декабря, может вспыхнуть первый скандал. Разработанный Борисом Титовым законопроект об уполномоченном по делам предпринимателей забраковали в правительстве. Там написали свой документ, который лишит его права приостанавливать действие нормативно-правовых актов и решений об остановке работы предприятий. Чтобы переубедить чиновников Белого дома, г-н Титов вчера постарался заручиться поддержкой Владимира Путина.

Еще летом бизнес-омбудсмен Борис Титов уверял, что полномочия нового института будут закреплены отдельным законом «Об уполномоченном при президенте по правам предпринимателей». Однако, как выяснила РБК daily, профильными ведомствами документ поддержан не был. Позавчера министр экономического развития Андрей Белоусов утвердил проект указа президента, а также подписал новый проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением института уполномоченного по защите прав предпринимателей» (есть в распоряжении РБК daily).

Сейчас оба документа Минэкономразвития согласованы ведомствами-соисполнителями (Агентство стратегических инициатив, АСИ и Минрегион). Правда, глава АСИ Андрей Никитин пояснил РБК daily, что проект в целом согласовали с пометкой, что в агентстве считают целесообразным вернуться позже к вопросу расширения полномочий омбудсмена. Позавчера проект был направлен в Минюст, сразу после согласования в этом ведомстве проект поступит в правительство.

Как следует из названия, законопроект Минэкономразвития не является отдельным документом об омбудсмене, а прописывает институт правозащитника в целый перечень законодательных актов (см. врез на с. 2). К примеру, поправками в УПК закрепляется право уполномоченного по правам предпринимателей участвовать в ходе уголовного судопроизводства в судебных заседаниях, если решается вопрос об «избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения».

Ключевое отличие законопроекта Бориса Титова от проекта министерства — в предложении дать право омбудсмену отменять или приостанавливать действие нормативно-правовых актов. В Минэкономразвития считают такие полномочия избыточными. «Приостановка действия одного акта может сформировать правовой пробел, что послужит причиной для создания сложностей у других участников рынка», — пояснил РБК daily позицию Минэкономразвития замминистра экономического развития Сергей Беляков.

Второй момент, вызвавший вопросы у правительства, — право омбудсмена приостанавливать действие решений, связанных с приостановкой деятельности предприятия. «Мы были против, поскольку решение о приостановке деятельности предприятия — это своего рода обеспечительная мера, призванная защитить потребителей его продукции, если есть основания полагать наличие в его деятельности нарушений. Механизм, гарантирующий безопасность, будет нивелирован, если у омбудсмена будет право приостанавливать такие решения», — добавляет г-н Беляков.

В правительстве считают, что у нового института сохраняется главное — авторитетность личности его начальника, Бориса Титова, что должно быть достаточно для воздействия на структуры власти. По словам г-на Белякова, в существующей системе заложены все механизмы обжалования действий и бездействий. «Попытка создать параллельную систему контроля — неэффективное решение, констатация отсутствия необходимого авторитета, в чем я, конечно, не могу подозревать Бориса Титова», — отмечает замминистра.

Борис Титов с этим не согласен. Вчера он предпринял попытку донести свою точку зрения до президента. На совещании у Владимира Путина он поднял вопрос законопроекта, «и все участники его поддержали», рассказал Борис Титов РБК daily. По его словам, поскольку работа омбудсмена в основном замкнута на муниципалитеты, статус уполномоченного должен быть утвержден именно законом. «Это должен быть гос­орган вне системы госвласти. Муниципальные власти имеют особый статус и приостанавливать действия муниципальных распоряжений могут только органы власти, утвержденные законом», — заверил он, пообещав бороться за свой проект.

Без этих двух полномочий институт омбудсмена оказывается совсем беззубым, предупреждает вице-президент Национального института системных исследований проблем предприниматель­ства Владимир Буев. «Если эти два пункта уберут, в законопро­екте практически ничего не остается, кроме анализа, высказывания мнений, разработки предложений, которые можно учитывать, а можно не учитывать. Логично, что именно эти два пункта вызвали такой негатив», — говорит он.


  • Омбудсмен по версии Минэкономразвития

    Законопроект Минэкономразвития закрепляет полномочия бизнес-омбудсмена в законы «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «О госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей», «О защите конкуренции», «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля». Также законопроект прописывает институт предпринимательского правозащитника в законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта», «Об экспортном контроле» и вносит поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Бюджетный кодекс, КоАП, Арбитражный процессуальный кодекс и УПК.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости