Правительство России планирует отменить налогообложение товаров, украденных из магазинов. Об этом сообщил журналистам руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Проблема рассматривалась на правительственной комиссии по конкуренции и развитию малого и среднего предпринимательства. Поправки, подготовленные в Налоговый кодекс, по заданию Минпромторга и Минэкономразвития Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) и независимыми международными аудиторскими фирмами, предусматривают отмену налога на прибыль с украденных товаров.
Сейчас, чтобы скостить налоги с похищенного, магазины должны представлять письменные подтверждения следственных органов, что им не удалось разыскать вора и добиться от него возмещения убытков.
Благодаря новым поправкам, сетевикам достаточно будет предъявить документ, составленный "налогоплательщиком по итогам проводимой инвентаризации", а утрату товара засвидетельствуют аудиторы.
"Товары, украденные в торговых сетях, попадают и под НДС, и под целый ряд других налогов, что в мире решено введением специального норматива. Допустим, до одного процента соответствующих товаров не должны облагаться налогом, поскольку известно, что примерно на такую сумму от оборота осуществляется воровство", - пояснил глава ФАС.
По его словам, такой законопроект планируется принять и в России, что должно стать одной из стимулирующих мер для инвесторов в развитии торговых сетей. По мнению ритейлеров, кражи в среднем, обходятся розничным сетям в 1-2 процента от годовой выручки. "Умельцы стянуть всегда обойдут самую надежную систему охраны и видеонаблюдения, поэтому потери ритейлеров на уровне 1 процента годового оборота вполне правдоподобная цифра", - считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев.
По словам эксперта "РГ", в кризисные периоды количество краж в магазинах стабильно возрастает. С одной стороны, говорит Буев, налог на прибыль даже с украденных товаров стимулирует сети лучше заботиться о своей безопасности. С другой, снижает рентабельность бизнеса. Поэтому в целом поправки он оценивает положительно.
Хотя отмечает, что необходимо ввести лимиты списаний в зависимости от типов и размеров магазинов и системы их безопасности во избежание приписывания потерь для ухода от налогов.
Статистика, сколько товара в реальности украдено покупателями, как правило, внутренняя закрытая информация магазина, которую сложно проверить, объясняет Буев.
Лимиты не могут быть едины от месяца к месяцу, считает эксперт "РГ", поэтому необходимо определить некий усредненный показатель, удобный как бизнесу, так и государству.
Лимиты на списание от краж, должны быть установлены в зависимости от особенностей каждой товарной группы, от нюансов ее реализации, - согласен руководитель комитета по экономической безопасности "Опоры России" Евгений Потапов.
Понятно, говорит он, что те товары, которые традиционно находятся в фокусе интересов поклонников так называемого "шоп-лифтинга", должны обладать максимальным лимитом на списание.
Это товары, реализуемые в розницу, обладающие потенциально высокой привлекательностью и удобством для магазинных краж - одежда, продукты питания и т.д.
Конечно, должно существовать и деление на подгруппы внутри товаров в зависимости от реальной картины по их кражам, добавляет собеседник "РГ". Очевидно, что в первый период установленные лимиты будут весьма приблизительными и должны уточняться впоследствии в зависимости от показателей, которые будут собираться у ритейлеров. В течение нескольких лет мы можем получить объективную картину товаров, по которым процент списания от краж должен быть максимальным и тем товарам, по которым будет установлено минимальное значение на списание.
Главная сложность в том, что все текущие убытки, объясняет Буев, вычитаются из общей прибыли, а потом закладываются в последующую большую цену новой партии товара, с которой платится больший налог на прибыль.
"Крадут в магазинах не только покупатели, но и персонал", - говорит собеседник "РГ". Крадут разное и в разных масштабах. При отмене налога на прибыль с украденных товаров у продавца появляется стимул завысить долю "краж" в магазине, чтобы получить дополнительную прибыль.
Важно понимать, что не весь списанный товар обязательно украден, предупреждает эксперт, что-то пропадает из-за неправильной транспортировки или хранения. Что-то портят покупатели по небрежности, а "Закон о защите прав потребителей" позволяет им не платить, например, за случайно упавшую с полки бутылку. Поэтому не стоит давать ритейлерам возможность списать все потери на кражи, полагает он.