Прежде чем ответить на вопрос, имеет смысл остановиться на анализе существующей статистики, чтобы понять: что же представляет собой малый бизнес России и какова его структура. В действительности это важно для общего представления об отраслевых тенденциях и уровне конкуренции в том или ином секторе малого бизнеса.
Малый бизнес – не только экономическая, но и юридическая категория, ведь какие виды и формы деятельности следует относить к малому бизнесу, определяется нормами российского законодательства. Начиная с 2008 года для отнесения предприятий и индивидуальных предпринимателей к малому бизнесу, используются следующие критерии:
- Среднегодовая численность работников. До 100 человек включительно – для малых предприятий, и до 15 человек – для микро-предприятий (в их числе).
- Предельная выручка от реализации товаров и услуг без учета НДС. До 400 миллионов рублей – для малых предприятий, и до 60 миллионов рублей – для микро-предприятий. Пересматривается 1 раз в пять лет с использованием данных сплошного статистического наблюдения за предыдущий период.
- Балансовая стоимость активов. Постановления Правительства РФ в отношении этого вопроса пока не существует.
Статистика малого бизнеса ведется отдельно от статистики микро-предприятий. Попробуем выяснить, каковы некоторые показатели российской статистики малого бизнеса.
Статистика малого бизнеса России
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства на 1 июля 2012 года, на середину 2012 года в России зарегистрировано более 238 тысяч малых предприятий, таким образом, рост за последний год составил 3%. В расчете на 100 тысяч населения зарегистрировано 166,5 предприятия, что больше показателя 2011 года на 5 единиц. Количество микро-предприятий, по данным Росстата на конец 2011 года, превысило 1,4 миллиона юридических лиц, при этом действующими оказались не более 1 миллиона. Так же обстоят дела с индивидуальными предпринимателями: из 3-х миллионов ИП осуществляют хозяйственную деятельность только 2 миллиона человек.
Рост малого бизнеса отмечается в следующих федеральных округах:
- Уральский ФО – 25,3%,
- Дальневосточный ФО – 12,2%,
- Сибирский ФО – 7,3%,
- Южный ФО – 5,4%,
- Приволжский ФО – 2,2%,
- Центральный ФО – 0,9%.
Банкротства малых предприятий понизили статистику следующих округов:
- Северо-Кавказский ФО – (- 9,5%),
- Северо-Западный ФО – (- 6,7%).
31 российский регион из 83 показал снижение количества малых предприятий. Лидерами банкротств являются Санкт-Петербург и Ленинградская область, Московская область, Карелия, Тула, Магадан, Хабаровск, Иваново и Удмуртия. Рост малого бизнеса наблюдался в Чукотском АО, Белгороде, Воронеже, Свердловске, Приморском и Алтайском крае, Мурманске, Самаре, Камчатке, Кемерово, Волгограде, Кирове и Москве.
По данным Росстата, совокупная численность занятых в малом бизнесе в 2011 году составляла:
- Для малых предприятий – 7,5 миллионов человек;
- Для микро-предприятий – 4 миллиона человек;
- Для индивидуальных предпринимателей – 5,5 миллионов человек.
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства приводит следующие данные: в 2012 году среднесписочная численность занятых в малом бизнесе в целом по стране выросла на 8,7%, а удельный вес работающих на малых предприятиях составил 13,6% в среднем по стране. Самый большой рост занятости в малом бизнесе наблюдается в Уральском и Центральном федеральных округах. Падение занятости отмечено в Дальневосточном ФО.
Росстат по итогам 2011 года рассчитал среднюю численность работников малого предпринимательства следующим образом:
- на российском малом предприятии занято в среднем 32 человека,
- на микро-предприятии – 4 человека,
- у индивидуальных предпринимателей – 2 человека.
Что касается финансовой статистики, Росстат приводит следующие данные за 2011 год:
- Оборот малых предприятий – 13,3 триллиона рублей,
- Выручка микро-предприятий – 5,7 триллиона рублей,
- Оборот индивидуальных предпринимателей – 4,5 триллиона рублей.
Опираясь на данные Европейской комиссии (http://ec.europa.eu), можно сравнить совокупный оборот малого бизнеса России с некоторыми европейскими государствами. Так, например, выручка российского малого бизнеса составляет 0,8 триллиона евро и превосходит обороты Эстонии – в 40 раз, Польши – в 2 раза и равняется выручки малого бизнеса Нидерландов. А вот таким развитым экономикам, как Германия и Великобритания, Россия проигрывает по объему оборота малого бизнеса троекратно.
По данным АНО «НИСИПП», обороты малого бизнеса в среднем по России в 2012 году выросли на 22%, в то же время с учетом индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) этот рост составил только 17%. В абсолютном выражении объем оборота малого бизнеса за первое полугодие 2012 года превысил 6,5 триллиона рублей.
Рост оборота с учетом ИПЦ происходил во всех федеральных округах, при этом лидерами стали:
- Уральский ФО (+40,7%),
- Южный ФО (+18,6%),
- Центральный ФО (+15,6%),
- Северо-Кавказский ФО (+14,9%).
Рост оборота произошел в 62 из 83 регионов. Его наиболее значительное увеличение произошло:
- в Волгоградской области (+68,8%),
- в Свердловской области (+65,3%),
- в Приморском крае (+60,1%),
- в Чеченской республике (+58,1%).
Среднюю выручку (оборот) за 2011 год Росстат посчитал следующим образом:
- у малых предприятий она составляет около 60 миллионов рублей,
- у микро-предприятий – 5,5 миллионов рублей.
Балансовая стоимость активов малого бизнеса в первом полугодии 2012 года выросла на 42% по сравнению с показателем 2011 года. Инвестиции в основной капитал малого бизнеса в России за данный период составили почти 140 миллиардов рублей, с учетом ИПЦ эта цифра выше предыдущего показателя на 36%. И хотя инвестиции в основной капитал малого бизнеса выросли во всех федеральных округах, наиболее значительное увеличение показателя произошло в:
- Северо-Кавказском ФО (+91,5%),
- Центральном ФО (+66,6%),
- Северо-Западном ФО (+66,3%).
Среди регионов сильное увеличение инвестиций (свыше 50%) в основной капитал отмечается в Ярославле, Чувашии, Ростове, Иркутске, Костроме, Белгороде и Воронеже.
В сущности 2012 год показывает положительную динамику в малом предпринимательстве практически по всем показателям, за исключением отдельных регионов.
Интересны некоторые данные Росстата за 2011 год:
- Верхний предел средней годовой выручки у индивидуальных предпринимателей составил около 0,5 миллиарда рублей, а по количеству сотрудников такие ИП спокойно вписываются в категорию средних предприятий;
- Нижний предел годового коммерческого оборота у индивидуальных предпринимателей – около 1,5 миллиона рублей;
- Почти все действующие малые предприятия среди юридических лиц (86%) – это в действительности микро-предприятия с количеством сотрудников до 15 человек. Они обеспечивают треть всех рабочих мест сектора малого предпринимательства и почти половину всей выручки (оборота);
- Почти все юридические лица малого бизнеса (93%) имеют организационно-правовую форму ООО и около 5% – акционерные общества, преимущественно закрытого типа;
- Практически все индивидуальные предприниматели подпадают под категорию малого и среднего бизнеса, но порядка сотни ИП по количеству сотрудников (до 800 человек) напрямую относятся даже не к среднему, а к крупному бизнесу! При этом около половины индивидуальных предпринимателей трудились у других ИП или юридических лиц.
Все эти факты приводят к выводу, что действующие нормы законодательства будут изменены, по крайней мере, с точки зрения отнесения компаний к малым предприятиям по выручке.
Какой малый бизнес открывают в России
Наверное, не станет неожиданностью тот факт, что большинство россиян выбирают малый бизнес в сфере оптовой и розничной торговли, автосервиса и ремонта бытовых и других изделий – это добрая половина всего российского малого бизнеса (от 38 до 53% – в зависимости от организационно-правовой формы). Здесь следует понимать, что если эти сферы бизнеса самые популярные, то в них присутствует самая высокая конкуренция на рынке малого предпринимательства.
Далее следует торговля недвижимостью. Различные риэлтерские услуги занимают от 11 до 21% всего рынка.
Следующий по популярности отраслевой сектор в России – это услуги транспорта и связи. Их доля составляет от 6 до 11%. От 5 до 11% рынка малого предпринимательства составляют добыча полезных ископаемых, производство и распределение воды, газа и электроэнергии, например, ЖКХ. Следом располагается сектор строительства, с цифрами от 3 до 11%.
На долю сельского и лесного хозяйства, а так же охоты приходится от 4 до 7% рынка. А замыкает список гостинично-ресторанный сектор, с 2-3%-ми значениями.
Какой малый бизнес выбрать?
На этот вопрос, несомненно, нужно отвечать самостоятельно, однако следует учесть несколько рекомендаций:
- Бизнес должен нравиться, иначе вы не сможете преодолеть стрессы, связанные с предпринимательством;
- Вы должны быть компетентны, то есть должны иметь представление о том, как работает данный вид бизнеса, какие технологии в нем используются и т.д.;
- Вы должны иметь необходимый стартовый капитал. Очевидно, что вы не сможете открыть определенный вид бизнеса, не имея на это минимальных инвестиций, при этом важно понимать, что в современных российских условиях начинать бизнес с привлечением кредитов – это не только нерентабельно, но и опасно для бизнеса;
- Товар или услуга должны быть уникальны для выбранной территории. В идеале – это должна быть абсолютно оригинальная идея как, например, первый патент на булавки, или на молнии, или на одноразовые бритвы и т.д. Все владельцы этих патентов – миллиардеры. Но если вы все же не обладаете абсолютно оригинальной идеей, которая, кстати, может заключаться не только в товаре или услуге, но и в бизнес-модели и технологии ведения бизнеса, то оградите себя от конкуренции на выбранной вами территории продаж.
Если ваш бизнес не имеет признаков уникальности на выбранной территории продаж, то наверняка вы столкнетесь с жесточайшей конкуренцией в своей сфере, однако ее можно понизить, если:
- вы прибегнете к покупке франшизы (бизнес-модели известного бренда) и станете частью франчайзинговой сети;
- если вы хотите не зависеть от своего франчайзера, тогда найдите для себя такой товар или услугу, которые пока не предоставляются на вашей территории. Заключите с их продавцом договор эксклюзивной дистрибуции, предполагающий, что поставщик на оговоренной территории будет поставлять свои товары и услуги только вам, а тех, кто захочет покупать продукцию напрямую, будет перенаправлять к вам.
Сегодня в интернете существуют тысячи и тысячи идей и предложений по открытию бизнеса, чтобы изучить все, вам может потребоваться не один месяц, еще полгода уйдет на подготовку к открытию:
- Выбор сезона стартапа;
- Определение грамотного расположения бизнеса;
- Объективную оценку конкуренции;
- Обеспечение контроля качества продукции или услуг;
- Установление доступных, или справедливых, цен;
- Обеспечение качественного сервиса;
- Подбор квалифицированного и ответственного персонала.
Без обеспечения всех этих характеристик даже самая успешная идея будет дискредитирована.
Как получить субсидию на открытие бизнеса?
В Москве существует целых три вида субсидий, среди них:
- Когда вы демобилизовались из армии и при этом еще нигде не работали, а так же, в случаях, если вы родитель-одиночка, или человек с ограниченными возможностями, то власти Москвы предоставят вам 300 000 рублей на открытие своего бизнеса.
- Любой безработный житель Москвы имеет право на получение 25 000 рублей для целей регистрации своего бизнеса, причем осуществлять ее можно не только самостоятельно, но и через посредников.
- Каждый безработный гражданин России имеет право на получение федеральной субсидии в размере 60 000 рублей с перспективой ее увеличения на такую же сумму за каждого трудоустроенного в собственном бизнесе безработного.
Конечно, если вы не имеете московской прописки, скорее всего, вам будет доступен только третий вариант получения субсидии, но, возможно, в вашем регионе существуют дополнительные программы субсидирования бизнеса, о которых вы сможете узнать в муниципалитете.
Еще раз обратим внимание на условия получения государственной субсидии:
- Вы должны не только быть безработным, но и не иметь никаких доходов, а так же не быть зарегистрированным в качестве ИП. То же относится и ко всем принимаемым на работу в ваш бизнес, если вы желаете получать дополнительное субсидирование.
- Вы должны быть зарегистрированы безработным в Центре занятости населения в целях придания вам статуса безработного. Центры занятости населения обычно требуют следующие документы: паспорт, ИНН, трудовую книжку, сберегательную книжку Сбербанка России, справку о доходах с последнего места работы НДФЛ-2, аттестат или диплом об образовании.
- Вы должны предоставить внятный бизнес-план, доступный для быстрого и однозначного понимания сути вашего бизнеса со всеми необходимыми расчетами. В бизнес-плане – это важно – имеет смысл указать создание в будущем новых рабочих мест. Идея бизнеса и план развития не только должны быть лаконичными и просчитанными, но они не должны вызывать недоумения в отношении самой бизнес-идеи, в противном случае под нее вряд ли выделят субсидию даже при идеальном бизнес-плане.
Под субсидии чаще всего подают проекты по организации парикмахерских, мобильного автосервиса, других услуг на дому или в офисе, но это не означает, что вы должны пойти по стандартному пути. Даже наоборот, вам стоит задуматься над собственной, по-настоящему оригинальной идеей.
Вариант открытия малого бизнеса
Компания «Еврочехол» расширяет свой бизнес в регионы и предлагает уникальный для российского рынка товар новым территориальным дистрибьюторам:
- Итальянские эластичные съемные чехлы для различных видов мебели: диванов, кресел, стульев, которые выполнены из импортных высококачественных тканей различных оттенков и текстур;
- Эластичные чехлы одеваются на предмет интерьера в течение минуты и идеально «ложатся» на них, будто выполнены по индивидуальному пошиву, скрывая всевозможные дефекты обивки. Это особенно актуально для дачной мебели и детских комнат, где нагрузка на мебель особенно высока – чехлы легко снимаются и стираются, предохраняют мебель от износа, а так же позволяют с легкостью вносить изменения в интерьер по настроению и вкусу.
- Все ткани для мебельных чехлов отличаются высоким качеством, экологичностью, разнообразием дизайнерских решений, удобством и комфортом в использовании, а сами чехлы упакованы в декоративные сумки с ручками с подробной инструкцией по эксплуатации внутри.
Компания «Еврочехол» предлагает своим потенциальным региональным дилерам занять пустующую нишу в своем городе. При этом наша компания оказывает дилерам весь комплекс консультаций (советы по продажам, по выбору размеров и расцветок) и рекламной поддержки (рекламные материалы и добавление адреса официальных дилеров на сайт).