Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Какой малый бизнес можно открыть? "Комсомольская правда"

Прежде чем ответить на вопрос, имеет смысл остановиться на анализе существующей статистики, чтобы понять: что же представляет собой малый бизнес России и какова его структура. В действительности это важно для общего представления об отраслевых тенденциях и уровне конкуренции в том или ином секторе малого бизнеса.

Малый бизнес – не только экономическая, но и юридическая категория, ведь какие виды и формы деятельности следует относить к малому бизнесу, определяется нормами российского законодательства. Начиная с 2008 года для отнесения предприятий и индивидуальных предпринимателей к малому бизнесу, используются следующие критерии:

  1. Среднегодовая численность работников. До 100 человек включительно – для малых предприятий, и до 15 человек – для микро-предприятий (в их числе).
  2. Предельная выручка от реализации товаров и услуг без учета НДС. До 400 миллионов рублей – для малых предприятий, и до 60 миллионов рублей – для микро-предприятий. Пересматривается 1 раз в пять лет с использованием данных сплошного статистического наблюдения за предыдущий период.
  3. Балансовая стоимость активов. Постановления Правительства РФ в отношении этого вопроса пока не существует.

Статистика малого бизнеса ведется отдельно от статистики микро-предприятий. Попробуем выяснить, каковы некоторые показатели российской статистики малого бизнеса.

Статистика малого бизнеса России

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства на 1 июля 2012 года, на середину 2012 года в России зарегистрировано более 238 тысяч малых предприятий, таким образом, рост за последний год составил 3%. В расчете на 100 тысяч населения зарегистрировано 166,5 предприятия, что больше показателя 2011 года на 5 единиц. Количество микро-предприятий, по данным Росстата на конец 2011 года, превысило 1,4 миллиона юридических лиц, при этом действующими оказались не более 1 миллиона. Так же обстоят дела с индивидуальными предпринимателями: из 3-х миллионов ИП осуществляют хозяйственную деятельность только 2 миллиона человек.

Рост малого бизнеса отмечается в следующих федеральных округах:

  1. Уральский ФО – 25,3%,
  2. Дальневосточный ФО – 12,2%,
  3. Сибирский ФО – 7,3%,
  4. Южный ФО – 5,4%,
  5. Приволжский ФО – 2,2%,
  6. Центральный ФО – 0,9%.

Банкротства малых предприятий понизили статистику следующих округов:

  1. Северо-Кавказский ФО – (- 9,5%),
  2. Северо-Западный ФО – (- 6,7%).

31 российский регион из 83 показал снижение количества малых предприятий. Лидерами банкротств являются Санкт-Петербург и Ленинградская область, Московская область, Карелия, Тула, Магадан, Хабаровск, Иваново и Удмуртия. Рост малого бизнеса наблюдался в Чукотском АО, Белгороде, Воронеже, Свердловске, Приморском и Алтайском крае, Мурманске, Самаре, Камчатке, Кемерово, Волгограде, Кирове и Москве.

По данным Росстата, совокупная численность занятых в малом бизнесе в 2011 году составляла:

  • Для малых предприятий – 7,5 миллионов человек;
  • Для микро-предприятий – 4 миллиона человек;
  • Для индивидуальных предпринимателей – 5,5 миллионов человек.

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства приводит следующие данные: в 2012 году среднесписочная численность занятых в малом бизнесе в целом по стране выросла на 8,7%, а удельный вес работающих на малых предприятиях составил 13,6% в среднем по стране. Самый большой рост занятости в малом бизнесе наблюдается в Уральском и Центральном федеральных округах. Падение занятости отмечено в Дальневосточном ФО.

Росстат по итогам 2011 года рассчитал среднюю численность работников малого предпринимательства следующим образом:

  • на российском малом предприятии занято в среднем 32 человека,
  • на микро-предприятии – 4 человека,
  • у индивидуальных предпринимателей – 2 человека.

Что касается финансовой статистики, Росстат приводит следующие данные за 2011 год:

  • Оборот малых предприятий – 13,3 триллиона рублей,
  • Выручка микро-предприятий – 5,7 триллиона рублей,
  • Оборот индивидуальных предпринимателей – 4,5 триллиона рублей.

Опираясь на данные Европейской комиссии (http://ec.europa.eu), можно сравнить совокупный оборот малого бизнеса России с некоторыми европейскими государствами. Так, например, выручка российского малого бизнеса составляет 0,8 триллиона евро и превосходит обороты Эстонии – в 40 раз, Польши – в 2 раза и равняется выручки малого бизнеса Нидерландов. А вот таким развитым экономикам, как Германия и Великобритания, Россия проигрывает по объему оборота малого бизнеса троекратно.

По данным АНО «НИСИПП», обороты малого бизнеса в среднем по России в 2012 году выросли на 22%, в то же время с учетом индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) этот рост составил только 17%. В абсолютном выражении объем оборота малого бизнеса за первое полугодие 2012 года превысил 6,5 триллиона рублей.

Рост оборота с учетом ИПЦ происходил во всех федеральных округах, при этом лидерами стали:

  • Уральский ФО (+40,7%),
  • Южный ФО (+18,6%),
  • Центральный ФО (+15,6%),
  • Северо-Кавказский ФО (+14,9%).

Рост оборота произошел в 62 из 83 регионов. Его наиболее значительное увеличение произошло:

  • в Волгоградской области (+68,8%),
  • в Свердловской области (+65,3%),
  • в Приморском крае (+60,1%),
  • в Чеченской республике (+58,1%).

Среднюю выручку (оборот) за 2011 год Росстат посчитал следующим образом:

  • у малых предприятий она составляет около 60 миллионов рублей,
  • у микро-предприятий – 5,5 миллионов рублей.

Балансовая стоимость активов малого бизнеса в первом полугодии 2012 года выросла на 42% по сравнению с показателем 2011 года. Инвестиции в основной капитал малого бизнеса в России за данный период составили почти 140 миллиардов рублей, с учетом ИПЦ эта цифра выше предыдущего показателя на 36%. И хотя инвестиции в основной капитал малого бизнеса выросли во всех федеральных округах, наиболее значительное увеличение показателя произошло в:

  • Северо-Кавказском ФО (+91,5%),
  • Центральном ФО (+66,6%),
  • Северо-Западном ФО (+66,3%).

Среди регионов сильное увеличение инвестиций (свыше 50%) в основной капитал отмечается в Ярославле, Чувашии, Ростове, Иркутске, Костроме, Белгороде и Воронеже.

В сущности 2012 год показывает положительную динамику в малом предпринимательстве практически по всем показателям, за исключением отдельных регионов.

Интересны некоторые данные Росстата за 2011 год:

  • Верхний предел средней годовой выручки у индивидуальных предпринимателей составил около 0,5 миллиарда рублей, а по количеству сотрудников такие ИП спокойно вписываются в категорию средних предприятий;
  • Нижний предел годового коммерческого оборота у индивидуальных предпринимателей – около 1,5 миллиона рублей;
  • Почти все действующие малые предприятия среди юридических лиц (86%) – это в действительности микро-предприятия с количеством сотрудников до 15 человек. Они обеспечивают треть всех рабочих мест сектора малого предпринимательства и почти половину всей выручки (оборота);
  • Почти все юридические лица малого бизнеса (93%) имеют организационно-правовую форму ООО и около 5% – акционерные общества, преимущественно закрытого типа;
  • Практически все индивидуальные предприниматели подпадают под категорию малого и среднего бизнеса, но порядка сотни ИП по количеству сотрудников (до 800 человек) напрямую относятся даже не к среднему, а к крупному бизнесу! При этом около половины индивидуальных предпринимателей трудились у других ИП или юридических лиц.

Все эти факты приводят к выводу, что действующие нормы законодательства будут изменены, по крайней мере, с точки зрения отнесения компаний к малым предприятиям по выручке.

Какой малый бизнес открывают в России

Наверное, не станет неожиданностью тот факт, что большинство россиян выбирают малый бизнес в сфере оптовой и розничной торговли, автосервиса и ремонта бытовых и других изделий – это добрая половина всего российского малого бизнеса (от 38 до 53% – в зависимости от организационно-правовой формы). Здесь следует понимать, что если эти сферы бизнеса самые популярные, то в них присутствует самая высокая конкуренция на рынке малого предпринимательства.

Далее следует торговля недвижимостью. Различные риэлтерские услуги занимают от 11 до 21% всего рынка.

Следующий по популярности отраслевой сектор в России – это услуги транспорта и связи. Их доля составляет от 6 до 11%. От 5 до 11% рынка малого предпринимательства составляют добыча полезных ископаемых, производство и распределение воды, газа и электроэнергии, например, ЖКХ. Следом располагается сектор строительства, с цифрами от 3 до 11%.

На долю сельского и лесного хозяйства, а так же охоты приходится от 4 до 7% рынка. А замыкает список гостинично-ресторанный сектор, с 2-3%-ми значениями.



Какой малый бизнес выбрать?

На этот вопрос, несомненно, нужно отвечать самостоятельно, однако следует учесть несколько рекомендаций:

  • Бизнес должен нравиться, иначе вы не сможете преодолеть стрессы, связанные с предпринимательством;
  • Вы должны быть компетентны, то есть должны иметь представление о том, как работает данный вид бизнеса, какие технологии в нем используются и т.д.;
  • Вы должны иметь необходимый стартовый капитал. Очевидно, что вы не сможете открыть определенный вид бизнеса, не имея на это минимальных инвестиций, при этом важно понимать, что в современных российских условиях начинать бизнес с привлечением кредитов – это не только нерентабельно, но и опасно для бизнеса;
  • Товар или услуга должны быть уникальны для выбранной территории. В идеале – это должна быть абсолютно оригинальная идея как, например, первый патент на булавки, или на молнии, или на одноразовые бритвы и т.д. Все владельцы этих патентов – миллиардеры. Но если вы все же не обладаете абсолютно оригинальной идеей, которая, кстати, может заключаться не только в товаре или услуге, но и в бизнес-модели и технологии ведения бизнеса, то оградите себя от конкуренции на выбранной вами территории продаж.

Если ваш бизнес не имеет признаков уникальности на выбранной территории продаж, то наверняка вы столкнетесь с жесточайшей конкуренцией в своей сфере, однако ее можно понизить, если:

  • вы прибегнете к покупке франшизы (бизнес-модели известного бренда) и станете частью франчайзинговой сети;
  • если вы хотите не зависеть от своего франчайзера, тогда найдите для себя такой товар или услугу, которые пока не предоставляются на вашей территории. Заключите с их продавцом договор эксклюзивной дистрибуции, предполагающий, что поставщик на оговоренной территории будет поставлять свои товары и услуги только вам, а тех, кто захочет покупать продукцию напрямую, будет перенаправлять к вам.

Сегодня в интернете существуют тысячи и тысячи идей и предложений по открытию бизнеса, чтобы изучить все, вам может потребоваться не один месяц, еще полгода уйдет на подготовку к открытию:

  • Выбор сезона стартапа;
  • Определение грамотного расположения бизнеса;
  • Объективную оценку конкуренции;
  • Обеспечение контроля качества продукции или услуг;
  • Установление доступных, или справедливых, цен;
  • Обеспечение качественного сервиса;
  • Подбор квалифицированного и ответственного персонала.

Без обеспечения всех этих характеристик даже самая успешная идея будет дискредитирована.

Как получить субсидию на открытие бизнеса?

В Москве существует целых три вида субсидий, среди них:

  1. Когда вы демобилизовались из армии и при этом еще нигде не работали, а так же, в случаях, если вы родитель-одиночка, или человек с ограниченными возможностями, то власти Москвы предоставят вам 300 000 рублей на открытие своего бизнеса.
  2. Любой безработный житель Москвы имеет право на получение 25 000 рублей для целей регистрации своего бизнеса, причем осуществлять ее можно не только самостоятельно, но и через посредников.
  3. Каждый безработный гражданин России имеет право на получение федеральной субсидии в размере 60 000 рублей с перспективой ее увеличения на такую же сумму за каждого трудоустроенного в собственном бизнесе безработного.

Конечно, если вы не имеете московской прописки, скорее всего, вам будет доступен только третий вариант получения субсидии, но, возможно, в вашем регионе существуют дополнительные программы субсидирования бизнеса, о которых вы сможете узнать в муниципалитете.

Еще раз обратим внимание на условия получения государственной субсидии:

  1. Вы должны не только быть безработным, но и не иметь никаких доходов, а так же не быть зарегистрированным в качестве ИП. То же относится и ко всем принимаемым на работу в ваш бизнес, если вы желаете получать дополнительное субсидирование.
  2. Вы должны быть зарегистрированы безработным в Центре занятости населения в целях придания вам статуса безработного. Центры занятости населения обычно требуют следующие документы: паспорт, ИНН, трудовую книжку, сберегательную книжку Сбербанка России, справку о доходах с последнего места работы НДФЛ-2, аттестат или диплом об образовании.
  3. Вы должны предоставить внятный бизнес-план, доступный для быстрого и однозначного понимания сути вашего бизнеса со всеми необходимыми расчетами. В бизнес-плане – это важно – имеет смысл указать создание в будущем новых рабочих мест. Идея бизнеса и план развития не только должны быть лаконичными и просчитанными, но они не должны вызывать недоумения в отношении самой бизнес-идеи, в противном случае под нее вряд ли выделят субсидию даже при идеальном бизнес-плане.

Под субсидии чаще всего подают проекты по организации парикмахерских, мобильного автосервиса, других услуг на дому или в офисе, но это не означает, что вы должны пойти по стандартному пути. Даже наоборот, вам стоит задуматься над собственной, по-настоящему оригинальной идеей.

Вариант открытия малого бизнеса

Компания «Еврочехол» расширяет свой бизнес в регионы и предлагает уникальный для российского рынка товар новым территориальным дистрибьюторам:

  • Итальянские эластичные съемные чехлы для различных видов мебели: диванов, кресел, стульев, которые выполнены из импортных высококачественных тканей различных оттенков и текстур;
  • Эластичные чехлы одеваются на предмет интерьера в течение минуты и идеально «ложатся» на них, будто выполнены по индивидуальному пошиву, скрывая всевозможные дефекты обивки. Это особенно актуально для дачной мебели и детских комнат, где нагрузка на мебель особенно высока – чехлы легко снимаются и стираются, предохраняют мебель от износа, а так же позволяют с легкостью вносить изменения в интерьер по настроению и вкусу.
  • Все ткани для мебельных чехлов отличаются высоким качеством, экологичностью, разнообразием дизайнерских решений, удобством и комфортом в использовании, а сами чехлы упакованы в декоративные сумки с ручками с подробной инструкцией по эксплуатации внутри.

Компания «Еврочехол» предлагает своим потенциальным региональным дилерам занять пустующую нишу в своем городе. При этом наша компания оказывает дилерам весь комплекс консультаций (советы по продажам, по выбору размеров и расцветок) и рекламной поддержки (рекламные материалы и добавление адреса официальных дилеров на сайт).