Появление должности бизнес-омбудсмена стало важным событием года; вопрос лишь в том, насколько эффективной будет его деятельность
Создание института уполномоченного по защите прав предпринимателей — однозначно событие года, как бы это эгоистично ни звучало«, — улыбается Борис Титов, первый бизнес-омбудсмен при президенте России.
Титов, многолетний глава общественной организации «Деловая Россия», вместе с представителями других общественных организаций много лет боролся за создание института бизнес-омбудсмена. И был инициатором создания центра общественных процедур«Бизнес против коррупции», созданного совместно с Министерством экономического развития.«Однако омбудсмен наделен и государственными полномочиями, что усилит возможности, когда будет принят закон о его деятельности», — подчеркивает Титов.
Первые слушания федерального закона об уполномоченном по правам предпринимателей прошли в Государственной думе в декабре.
«Весь вопрос в его полномочиях, которые окончательно станут ясны, когда будет принят закон», — отмечает Алексей Комиссаров, глава департамента по науке, промышленной политике и предпринимательству Москвы.
В кулуарах обсуждают, что одна из интриг закона — согласование кандидатуры регионального омбудсмена. Изначально Титов предполагал, что кандидата на эту позицию будет предлагать он (по согласованию с общественными организациями), а утверждать — президент. Но, как рассказали «Ведомостям» участники обсуждений, в первом чтении решено, что регионального омбудсмена будет назначать губернатор. А это, по сути, дискредитирует саму идею: понятно, что на должность главного борца с чиновничьим произволом губернатор будет назначать лояльных власти людей.
«Пока в принятом в первом чтении законе есть издержки, но как базовый он вполне рабочий», — убежден Титов. Ко второму чтению, которое должно состояться в середине февраля, будет подготовлен большой пакет поправок, которые, как надеется Титов, будут приняты.
«В законе прописано, что для назначения регионального бизнес-омбудсмена необходимы “два ключа” — решение губернатора и федерального омбудсмена, — говорит Титов. — В принципе, нас это устраивает. Другой вопрос: какова будет форма создания института уполномоченных в регионах? Мы хотели им дать полную свободу. Но в принятой сейчас версии омбудсмен обязательно должен быть госслужащим. С этим мы еще поборемся».
«Мой скепсис по поводу данного института в российских условиях только усилился после того, как законопроект был подчищен и у бизнес-омбудсмена остались только рамочные полномочия, которые никого ни к чему не обязывают, — комментирует Владимир Буев, вице-президент НИСИПП. — Изначально обсуждалась возможность приостановки ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а свелось — к вынесению предписаний органам местного самоуправления».
За полгода, по словам Титова, он получил около 500 обращений. «Самые сложные дела — с применением против предпринимателей уголовного законодательства, когда им инкриминируется 159-я статья (мошенничество). А таких дел около 40%», — сокрушается Титов. Часто подобные схемы используют для отъема собственности и коррупционного давления на бизнес, утверждает Титов и приводит невеселую статистику. В 2011 г. было открыто более 159000 уголовных дел по экономическим статьям, из них более 120000 — по 159-й статье. 97% дел открыты по рапорту сотрудника правоохранительных органов. И только в 3% случаев — по заявлению потерпевшего. В течение года только 27000 дел было передано в суд.
Титову уже удалось провести так называемый 4-й пакет гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере, который был подписан президентом. Омбудсмен в этом году добился, что теперь мошенничество в предпринимательской деятельности выделено отдельным составом в 159-й статье. Максимальный срок заключения сократился с 10 лет до 5, а сумма ущерба в особо крупных размерах, за который и дают максимальный срок, выросла с 1 млн до 6 млн руб. «Но самое важное, что теперь открывать такие дела по рапорту законом запрещено. В деле обязательно должно быть заявление потерпевшего», — подчеркивает Титов.
«Обращение Бориса Титова к министру внутренних дел о проверке деятельности руководителей МВД по Нижегородской области (с перечислением фактов давления на предпринимателей) уже само по себе можно назвать поступком, которого от него не ждали. Но это не институциональный, а личностный фактор», — убежден Буев.