За важными правительственными решениями в сфере экономики (да и любой другой) обычно стоят месяцы, а то и годы исследований проблемы и моделирования всех возможных вариантов (что, впрочем, не отменяет того факта, что труды могут быть в любой момент перечеркнуты волюнтаристским решением одного вышестоящего бюрократа). Таким образом люди и организации, которые занимаются экспертным обслуживанием госструктур, влияют на принятие решений, их воплощение и мониторинг результатов – и, бывает, зарабатывают на этом неплохие деньги. Некоторые российские think tanks получают больше заказов и денег, чем другие.
Кто они, эти властители дум? Slon решил выяснить это при помощи сайта госзакупок – пока только для тех структур, которые обслуживают экономический блок правительства. Мы проанализировали результаты более 200 конкурсов на экспертные услуги по экономической тематике, заказанные четырьмя ведомствами: Минэконмразвития, Минфином, Минпромторгом и Управлением делами президента. Период охвата выборки – 2011 и 2012 годы. Общая сумма, которую по результатам конкурсов должны были получить подрядчики, в рамках нашей выборки составила почти 1,6 млрд рублей. Ниже приведены основные факты и выводы, которые можно сделать по итогам данных наблюдений.
На 204 млн рублей |
выиграла конкурсов Российская академия народного хозяйства и государственной службы при правительстве. РАНХиГС – лидер по общей сумме контрактов в нашем рейтинге. По сути ей шел каждый седьмой рубль из выделяемых ведомствами из нашей выборки на околоэкономические исследования (см. таблицу ниже). |
5 мест |
в топ-10 по сумме заказов занимают технари – институты и компании, делающие исследования на стыке экономики и естественных наук для нужд Минпромторга (НТЦ «Информтехника», НИИ экономики авиастроительной промышленности и другие). Такие отраслевые исследования, например в сфере оборонно-промышленного комплекса, в нашей выборке ценятся заметно выше чисто макроэкономических (а может быть, все дело в щедрости их заказчика – Минпромторга). Остальные – более известные широкому кругу экономические институты вроде Высшей школы экономики или Института Гайдара. Замыкает десятку аудиторская и консалтинговая компания «Развитие бизнес-систем». |
|
Организация | Сумма выигранных конкурсов, тысяч рублей |
1 | Академия народного хозяйства при правительстве | 204 390 |
2 | НТЦ «Информтехника» | 112 000 |
3 | НИИ экономики авиастроительной промышленности | 99 000 |
4 | Высшая школа экономики* | 93 510 |
5 | ОАО «Авиапром» | 68 000 |
6 | Институт инженерной физики | 50 700 |
7 | Институт Гайдара | 50 500 |
8 | ЦНИИ судостроительной промышленности «Центр» | 50 000 |
Центр стратегических разработок «Северо-Запад» | 50 000 | |
10 | Группа «Развитие бизнес-систем» | 43 250 |
11 | НИИ технико-экономических исследований | 41 400 |
12 | Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова | 40 000 |
13 | Международный центр устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО | 39 800 |
14 | Deloitte | 39 600 |
15 | ООО «Альцел» | 37 400 |
16 | Институт экономики и комплексных проблем связи | 32 800 |
17 | Экономическая экспертная группа | 29 500 |
18 | Институт океанологии имени Ширшова | 28 930 |
19 | Финансовый университет при правительстве | 27 100 |
20 | Институт проблем естественных монополий | 23 000 |
21 | ОАО «Ростелеком» | 20 000 |
22 | Фонд «Общественное мнение» | 17 380 |
23 | Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования | 17 360 |
24 | Центр стратегических разработок (Москва) | 14 725 |
25 | Совет по изучению производительных сил | 14 450 |
26 | Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства | 14 350 |
27 | ЗАО «Прогноз» | 13 300 |
28 | ООО «Парк-Медиа-Консалтинг» | 12 750 |
29 | Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус» | 12 590 |
30 | НИИ стандартизации и унификации | 12 500 |
Российское энергетическое агентство | 12 500 | |
Российский государственный гидрометеорологический университет | 12 500 |
* Включая институт «Центр развития», который участвовал в конкурсах как отдельное юридическое лицо
Источник: zakupki.gov.ru
99 |
стоил самый дорогой контракт в нашей выборке. Его название звучит как «Экспертиза затрат на выполнение основных мероприятий ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"». Тендер Минпромторга был выигран НИИ экономики авиастроительной промышленности (ЗАО «НИИ экономики») на безальтернативной основе. Открытый конкурс был признан «несостоявшимся», что по закону дало право заказчику заключить контракт с его единственным участником. «НИИ экономики» был приватизирован в 1990-е годы. По данным базы «Спарк-Интерфакс», акции ЗАО принадлежат частным лицам – руководству НИИ. |
10 |
из 88 победителей конкурсов, попавших в нашу выборку, выигрывали конкурсы в двух и более ведомствах из четырех рассмотренных. Из этого может следовать, что заказчики предпочитают работать со определенным пулом подрядчиков, который у каждого ведомства свой. Наиболее крупные подрядчики для каждого ведомства, кроме Минфина, приведены в таблицах ниже. Российское законодательство дает заказчикам достаточно рычагов, чтобы привести к победе нужные компании или госпредприятия: от хитро составленного техзадания до не вполне прозрачной системы балловой оценки подрядчиков. Мотивы чиновников при этом не обязательно коррупционные. Иногда ведомствам просто удобнее работать с определенными подрядчиками. |
Только 6 |
конкурсов на экспертные работы, так и иначе связанные с экономическими исследованиями и экспертной поддержкой, разместило Министерство финансов (у остальных трех ведомств – по 50–100 конкурсов). Крупнейший из них – «Аналитическая и исследовательская поддержка участия РФ в деятельности международных организаций и форумов» на сумму 29,5 млн рублей. Конкурс был выигран Экономической экспертной группой, которая была единственным ее участником. ЭЭГ – многолетний партнер Минфина, так что такой результат не выглядит удивительным. Удивительным выглядит отсутствие каких бы то ни было следов других заказов от Минфина, которые наверняка должны были быть. К сожалению, общаться с нами на тему госзакупок в ЭЭГ наотрез отказались. |
13,7 |
стоил средний контракт Минпромторга – самого щедрого из четырех заказчиков, рассмотренных Slon. Минэкономики в среднем платило по 6 млн рублей за контракт, Минфин – по 7,5 млн. А вот Управделами президента, которое заказывало научно-исследовательские работы для нужд администрации президента и аппарата правительства, ценит экспертные услуги ниже всех. Средняя сумма контракта УДП – всего 932 тысячи рублей. |
4 |
из 10 контрактов (38%), подписанных Управделами президента, были заключены на безальтернативной основе. Немногим больше конкуренции было на конкурсах Минэкономразвития, где таким способом проходил каждый третий (34%) тендер. Дух конкуренции царил на открытых конкурсах Минпромторга, где в 89% случаев в конкурсах было двое и более участников. |
Петербургский Центр стратегических разработок «Северо-Запад» опередил московский Центр стратегических разработок по сумме выигранных контрактов в нашей выборке. При этом ЦСР «Северо-Запад» выиграл всего два контракта Минпромторга (зато каких! один на 40 млн, другой на 10 млн рублей). Оба контракта связаны с разработкой форсайт-прогнозов технологического развития на долгосрочную перспективу. В правление петербургской организации входят хороший знакомый Путина Юрий Ковальчук (банк «Россия») и владелец «Северстали» Алексей Мордашов. Между тем московский фонд известен по нашумевшим докладам о росте протестных настроений и уязвимости действующего политического режима и недальновидности пенсионной реформы. Сейчас связи между ЦСР в двух столицах практически нет. «ЦСР – один из учредителей ЦСР "Северо-Запад", – сообщил Slon президент московского Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. – Реального влияния на их работу мы не оказываем. Отношений на экспертном уровне не поддерживаем». По данным «Спарк-Интерфакс», пятеро учредителей ЦСР «Северо-Запад», включая банк «Россия» и московский ЦСР, внесли в его уставный капитал равные суммы (по 1 млн рублей).
|
Организация | Общая сумма контрактов за 2011-2012, тыс. рублей |
1 | Финансовый университет при Правительстве | 7 600 |
2 | Институт законодательства и сравнительного правоведения | 4 875 |
3 | Центр стратегических разработок (Москва) | 4 000 |
4 | Институт проблем развития науки РАН | 3 900 |
5 | Московский государственный институт международных отношений | 3 300 |
7 | Институт социально-экономического и инвестиционного проектирования | 3 023 |
8 | Государственный университет управления | 2 920 |
9 | Московский государственный машиностроительный университет | 2 470 |
10 | Молодежный совет МГУ | 2 300 |
|
Организация | Общая сумма контрактов за 2011-2012, тыс. рублей |
1 | НТЦ «Информтехника» | 112 000 |
2 | НИИ экономики авиастроительной промышленности | 99 000 |
3 | Академия народного хозяйства при Правительстве | 68 300 |
4 | ОАО «Авиапром» | 68 000 |
5 | Институт инженерной физики | 50 700 |
6 | ЦНИИ судостроительной промышленности «Центр» | 50 000 |
Центр стратегических разработок «Северо-Запад» | 50 000 | |
8 | Научно-исследовательский институт технико-экономических исследований | 41 400 |
9 | Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова | 40 000 |
10 | Международный центр устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО | 39 800 |
|
Организация | Общая сумма контрактов за 2011-2012, тыс. рублей |
1 | Академия народного хозяйства при Правительстве | 135 330 |
2 | Высшая школа экономики* | 83 310 |
3 | Институт Гайдара | 49 000 |
4 | Группа «Развитие бизнес-систем» | 43 250 |
5 | Институт океанологии имени Ширшова | 28 930 |
6 | ОАО «Ростелеком» | 20 000 |
7 | Фонд «Общественное мнение» | 17 380 |
8 | Финансовый университет при Правительстве | 14 800 |
9 | Совет по изучению производительных сил | 14 450 |
10 | Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства | 13 900 |
* Включая институт «Центр развития», который участвовал в конкурсах как отдельное юридическое лицо