Вологодская область одной из первых в России приступила к формированию плана мероприятий - дорожной карты - по поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Подготовкой соответствующего документа под названием «Повышение конкурентоспособности малого бизнеса Вологодской области в условиях вступления России в ВТО и увеличение экспортного потенциала Вологодской области» занимается Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (г. Москва). В конце минувшей недели на расширенном заседании общественного Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства прошло первое публичное обсуждение этой программы, во время которого был высказан целый ряд претензий и замечаний к ее разработчикам со стороны представителей бизнес-сообщества и экспертов.
Что предлагает дорожная карта?
Термин «дорожная карта» больше знаком нам в контексте международных отношений, когда, например, обсуждается вопрос по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке или в других «горячих точках». В данном случае речь идет о детальном плане мероприятий, что и зачем нужно сделать применительно к повышению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса Вологодчины в условиях вступления России в ВТО.
Как рассказал представлявший проект дорожной карты эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов, работа над программой началась в декабре 2012 года с опроса примерно 40 представителей бизнес-сообщества Вологодчины. И вот теперь московские ученые уже представили свои наработки в объемном труде, насчитывающем порядка 170 страниц.
В качестве рецепта повышения конкурентоспособности вологодского предпринимательства столичные эксперты предлагают не замыкаться в пределах одного или даже нескольких российских регионов, а с открытым забралом смело идти навстречу зарубежным компаниям, наращивая свой экспортный потенциал и активно осваивая внешние рынки.
- Представленный документ состоит из двух больших блоков, связанных с поддержкой предпринимателей в условиях ВТО и повышением конкурентоспособности малого предпринимательства. Соответственно, одна из основных целей представленной программы - дорожная карта - будет способствовать увеличению числа организаций-экспортеров и росту объемов экспорта малых предприятий, а также повышению их конкурентоспособности, - рассказал Алексей Шестоперов.
Первое - повышение экспортного потенциала и развитие специальной региональной системы поддержки экспорта. Речь идет о внедрении единых стандартов госуслуг в сфере поддержки предприятий-экспортеров, организации взаимодействия с российскими торговыми представительствами в зарубежных странах, а также о продвижении вологодской продукции на внешних рынках.
Кроме того, московские ученые отводят большую роль информационной поддержке, которая будет направлена на поиск партнеров и предоставление малым предприятиям необходимых данных о зарубежных рынках.
Предлагается также расширить возможности интернет-портала «Малый и средний бизнес Вологодской области» с организацией «обратной связи» и размещением каталога экспортно ориентированных товаров и услуг. К информационной поддержке эксперты отнесли и создание специальной «горячей линии», позвонив на которую, предприниматели смогли бы получить квалифицированную консультацию по вопросам вступления России в ВТО. А также формирование и ведение реестра экспортных предприятий, проведение специальных конференций и рекламной кампании в СМИ.
Повышение экспортного потенциала малого бизнеса Вологодчины ученые неразрывно связывают с возможностью повышения доступности финансовых услуг для малых предприятий-экспортеров.
- Требования ВТО запрещают прямое субсидирование предприятий, работающих на внешних рынках. Таким образом, субсидии для экспортно ориентированных субъектов предпринимательства, действующих на региональном уровне, скорее всего, будут отменены, - предупредил Алексей Шестоперов.
В качестве альтернативы этому разработчики программы предлагают создать некую базу данных, в которой бы содержалась информация о тех программах, которые предлагают предпринимателям банки и различные финансовые институты.
Второе направление дорожной карты касается вопроса повышения конкурентоспособности малых предприятий. Сюда разработчики программы включили те же мероприятия, которые были заложены в уже принятую областную программу по поддержке малого и среднего бизнеса
- В ближайшее время будет принят новый закон о госзакупках - федеральная контрактная система, в которой будет увеличена квота для размещения заказов товаров и услуг у субъектов малого предпринимательства. Планируется, что она будет не менее 15%. Мы предлагаем вологодским предпринимателям активнее этим пользоваться, - добавил московский эксперт.
Кроме того, авторы дорожной карты включили в нее мероприятия, связанные со снижением затрат на подключение малых предприятий к объектам инфраструктуры, обучающие мероприятия и программы, связанные с открытием бизнеса. А также рекомендовали развивать в районах Вологодчины систему бизнес-инкубаторов и открыть для малых предприятий двери индустриальных парков.
В блоке мероприятий по финансовой поддержке малых предприятий также не содержится ничего нового. В него оказались включены те же меры, вошедшие в областную программу по поддержке МСБ: предоставление субсидий на компенсацию затрат по уплате банковских процентов по кредитам, субсидии по лизингу, предоставление грантов начинающим предпринимателям и инновационным компаниям.
Третье направление дорожной карты - ежегодный мониторинг реализации прописанных мероприятий, которые, в случае необходимости, могут быть скорректированы.
«Без низкой цены делать нечего»
Теоретические выкладки московских ученых вызвали у вологодских предпринимателей-практиков много вопросов и замечаний.
- Я не вижу в дорожной карте ничего нового. При ее составлении нужно было начать с анализа продукции, которую будут экспортировать наши предприятия. Сейчас даже наши пищевые предприятия, которые всегда были козырем Вологодской области, вытесняет западная продукция, представленная в федеральных и местных розничных сетях. В программе нужно было прописать, что нужно сделать, чтобы наши предприятия смогли сохранить и преумножить свой экспортный потенциал, - считает председатель Клуба деловых людей Владимир Старцев.
- В дорожной карте больше говорится о том, как предпринимателям нарастить свой экспортный потенциал, и гораздо меньше содержится рекомендаций, как выжить в нынешних условиях. Предлагаю сместить акценты, - призвал гендиректор фирмы «Ворота Севера» Константин Лыков.
В зале для обсуждения оказались руководители только двух предприятий-экспортеров. Один из них, генеральный директор фирмы «Конкор» и по совместительству руководитель регионального отделения «Деловой России», Виктор Просянюк поделился своим опытом работы на внешних рынках.
- Я не соглашусь с тем, что нашим предприятиям нечего продавать на экспорт. Если продукция качественная, прошла международную сертификацию и дешевле европейских аналогов хотя бы в два раза, то работать на внешних рынках можно. Если хотя бы одно из условий не выполнено, то делать там нечего, - подчеркнул он, добавив про административные барьеры со стороны таможенной службы и других ведомств, которые для начинающих экспортеров могут стать непреодолимыми.
По данным руководителя череповецкого «Агентства городского развития» Оксаны Андреевой, в прошлом году в городе металлургов насчитывалось 25 предприятий-экспортеров, и только два из них смогли воспользоваться государственной поддержкой. По ее словам, в программе необходимо четко прописать схему взаимодействия крупных компаний с малым и средним бизнесом. Для того, чтобы предприниматели могли участвовать в торгах, проводимых промышленными гигантами.
- Необходимо, чтобы представленная программа соотносилась со стратегией развития области. В ней также ничего не сказано о работе нашего бизнеса в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Необходимо также проанализировать, с какими барьерами могут столкнуться наши предприниматели при осуществлении внешнеэкономической деятельности, - высказала свое мнение президент Вологодской ТПП Галина Телегина.
Руководитель регионального отделения «Опоры России» Ольга Данилова высказала пожелание к разработчикам программы - провести более детальный анализ положения дел в вологодском бизнес-сообществе, а вице-президент Вологодского отделения РСПП Александр Быков предложил проработать механизмы стимулирования предпринимателей:
- Вот Петр Первый, когда прорубал окно в Европу, силой заставлял молодых людей учиться за границей. У современных предпринимателей мотивации нет, - считает он.
Подводя итоги обсуждения, председатель Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства Андрей Сивков подчеркнул, что все прозвучавшие в ходе публичных слушаний замечания будут учтены и до принятия окончательного варианта дорожной карты, намеченного на апрель, московские ученые проведут дополнительные консультации с представителями бизнес-сообщества Вологодчины.
Термин «дорожная карта» (Road map) в одном из переносных смыслов значит «план, как двигаться дальше», планы на будущее, на перспективу; наглядное представление сценария развития.
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства создан в 2001 году в целях содействия формированию рыночной экономики и эффективному развитию предпринимательства путем анализа и выработки рекомендаций по развитию благоприятной бизнес-среды и общей экономической ситуации в целом. Эксперты и сотрудники института имеют серьезный опыт работы над проектами, связанными с изучением экономической и правовой среды предпринимательства.