Владимир Буев
Вице-президент Национального института
системных исследований проблем предпринимательства
В Римской империи (в тот период, когда уже оформились контуры двух ее частей, Западной и Восточной, но единое государство еще не превратилось в два разных организма), долгое время действовал налог, введенный Константином Великим. Налог носил название «хрисаргир» и уплачивался золотом или серебром. Плательщиками налога считались те, кто занимался любыми видами торговли, ремесел и промысла. А объектами налогообложения служили «орудия труда», включая живность: лошадей, мулов, ослов, собак. Периодичность уплаты налога формально была раз в 5 лет, но фактически его взимали, как бог на душу (императору) положит, то есть как только казна опустевала и государству требовалась звонкая монета. Доход для казны был крупным (около 1000 литр золота в год), но именно эта подать вызывала особую ненависть налогоплательщиков. Ранневизантийская история сохранила по этому поводу «плачи Ярославен» к своим императорам: «Скажем о том зле, которое превзошло все прочие беды. Это — непосильная подать […], вызывающая трепет с приближением грозного пятилетия. Название этому источнику дохода дано благовидное, якобы подать взимается с торговцев, но так как эти самые торговцы морем ускользают от подати, то гибнут те люди, которым их ремесло едва дает возможность прокормиться. Даже штопальщик обуви не избегает этой подати. Я не раз видел, как, подняв к небесам свой резак, сапожники клялись, что только на него вся надежда. Но даже это не избавляет их от сборщиков, которые приходят к ним, лают и чуть ли не кусаются. […] учащаются случаи перехода в кабалу, лишаются свободного состояния дети, продаваемые отцами не для того, чтобы полученные за них деньги пошли в кубышку, но чтобы на их глазах эти деньги перешли в длань настойчивого сборщика налога». Нам, современникам, ничего не напоминает?
Самый большой начальник император Анастасий I (возможно, в поисках социальной базы) провел реформу: взял да и отменил налог, вмиг став любимцем не только «среднего класса» (особенно торгового), но и бедных слоёв населения. Вот как современник описывал радость, приключившуюся в одном из городов империи: «Весь город радовался, и…все надели белые одежды; все, большие и маленькие, несли зажженные свечи и курильницы, полные горящего ладана, и шли вперед с псалмами и гимнами, благодаря Господа и хваля императора… Затем они вернулись в город и организовали радостный и весёлый праздник, продолжавшийся всю неделю, и они приняли закон, что они должны отмечать этот праздник каждый год. Все ремесленники радовались, совершая омовения и празднуя во дворе самой большой церкви и во всех портиках города». Одновременно был отменен налог в натуральной форме на содержание армии – «аннона». Но…
«Вдруг откуда ни возьмись» на их месте как из пены морской появилась прекрасная «хрисотелия» - тоже «целевой налог» на найм и содержание войска. Налог не натурой, а ликвидностью: золотом и серебром. Государство тоже хотело жить и жить при этом хорошо. История сохранила свидетельства того, что и «натуральная аннона» в бытие при этом не ушла, а продолжала нежиться под теплым южным «ранневизантийским» солнцем одновременно с хрисотелией. История как будто не сохранила упоминаний, увеличился ли объем налоговых поступлений в имперский бюджет после отмены хрисаргира и внедрения хрисотелии. Но, судя по тому, что расходы Римской империи постоянно росли, вывод напрашивается сам собой. Сместились акценты, изменились бенефициары и «потерпевшие», но казна свое точно не упустила…
Аналогии с современной российской не прямые, но напрашиваются.
Кейс первый, вероятно, завершенный. В 1990-е годы сформировалась система «взимания» с бизнеса (работодателей) отдельных платежей в три социальных фонда (пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования). Ставки были высокими, администрирование безобразным, нудным и «долгим». Стон про непосильную трехголовую подать стоял по всей Руси Великой (недалекая история сохранила об этом множество свидетельств, современники по сию пору здравствуют. На первом этапе реформы все социальные платежи были объединены в единый социальный налог (ЕСН). Его ставка при этом оставалась «запретительно высокой» - 35,6 % от фонда оплаты труда (ФОТ).
Борьба за создание условий, дерегулирование, дебюрократизацию и прочую инвестиционную привлекательность вкупе со всевозможными «плачами» привели к снижению ставки налога к 2009-2010 годам до 26% от ФОТ.
Однако, в 2011 году о десятилетии реформы ЕНС велено было забыть и налог снова «расщепился», приняв свой первоначальный «трираздельный» вид. Каждый социальный фонд теперь снова имеет свои собственные «страховые взносы» от тех бизнесов, которые находятся на общей системе налогообложения. И «суммарная» ставка по всем фондам в 2011 году снова взмыла до 34%. После активных и пассивных протестов «эффективная ставка» в 2012 году слегка снизилась – до 30%. И активные протесты от безысходности затихли, став пассивными – народ, пошумев, тихо устремился «в тень».
Слишком рано порадовались реформам Анастасия I и «отмене» хрисаргира? Сказали гоп, не перепрыгнув? Колесо государственной фортуны – как вечный двигатель.
Кейс второй, есть надежда, что пока незавершенный.
Платили себе самозанятые индивидуальные предприниматели в недалеком еще прошлом в два социальных фонда 17 с небольшим тысяч рублей ежегодно. И вдруг – раз, с этого года платить начнут уже почти 36 тысяч «фиксированных страховых взносов». Протесты в активной фазе. Может, добрый царь Анастасий чуток снизит размер социальной подати, чтобы снять первую волну шума? Или южанин хрисаргир и южанка хрисотелия одновременно и мирно уживутся даже в условиях суровых российских зим?