За последние три месяца более 200 тыс. индивидуальных предпринимателей вышли из бизнеса.
Если быть точным, то к концу 2012-го в Едином государственном реестре их числилось 4 млн, на 1 февраля этого года осталось только 3,8 млн. Такого в новейшей истории России еще не случалось. Почему же россияне все чаще остаются без доступной сферы услуг, торговли товарами повседневного спроса, мелкого ремонта?
ТРЕТЬ ЗАКРОЕТСЯ, ТРЕТЬ СТАНЕТ «СЕРОЙ»
Ничего неожиданного тут нет: 3 декабря был принят Федеральный закон № 243-ФЗ, вдвое увеличивший для индивидуальных предпринимателей страховые взносы. Теперь надо платить уже не 17 208 рублей в год, а 35 664 рубля. Казалось бы, даже для малого бизнеса разница в 18,5 тыс. невелика. Но не для всякого. Несправедливое нововведение ударило по самым бедным, почти не коснувшись богатых. По опросам общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», после повышения взносов планируют прекратить работу 40% из всех ИП, не имеющих персонала или имеющих до трех работников, а также более 60% ИП с годовым оборотом до 150 тыс. рублей и половина с оборотом от 150-500 тыс. У 74% предпринимателей страховые выплаты теперь превысят 10% от всей выручки.
- Сейчас закрыли свой бизнес прежде всего те, кто вязал кофты, шил, скворечники сколачивал, в общем, занимался каким-то мелким производством, - рассказывает первый вице-президент «ОПОРЫ России» по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин. - Многие из ликвидированных ИП - люди, пытавшиеся легализовать свой прежде «серый» заработок, например репетиторы.
Теперь они вынуждены будут уйти обратно в тень. В опросе «ОПОРЫ» участвовали 300 индивидуальных предпринимателей в 27 регионах страны, и треть из них уже сейчас планирует перейти на разные «серые» схемы вроде занижения прибыли и выдачи зарплат в конвертах. Еще треть решила вообще свернуть предпринимательскую деятельность. От всяких планов по расширению бизнеса решили отказаться 56% ИП. Половина готовит сокращения. И только 5% предпринимателей никаких негативных последствий на себе не почувствовали.
Эти шокирующие результаты президент «ОПОРЫ» Александр Бречалов в середине февраля отправил первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Но никакой реакции со стороны правительства пока не последовало. Митинги против грабительских отчислений уже прошли на Алтае и в Оренбурге. Разоренные предприниматели угрожают протестами по всей стране, но власти в упор не видят проблемы.
РОСТА НЕ БУДЕТ
- Сейчас мы готовим отчет по состоянию малого бизнеса в 2012 году, - рассказывает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. - Там пока еще чувствуется рост, но это последний вздох. К концу года рост уже значительно слабее, чем в начале. А дальше будет либо стагнация, либо спад.
Основных причин две - налоги и растущая административная нагрузка. С 2011 года социальные взносы выросли до 34% от фонда оплаты труда. С 2012-го они сократились до 30%, но без возможности делать регресс до нуля. Фактически для большинства тех, кто сидит на общей схеме налогообложения, нагрузка после этого не уменьшилась.
Действительно, ставка социальных взносов в начале 2011-го выросла с 26% до 34%. Однако если зарплата, накопленная с начала года, перерастала 415 тыс. рублей, то взносы со всего, что выше этой суммы, уже не взимались. Все это делалось для того, чтобы заткнуть огромную дыру в Пенсионном фонде.
Поначалу чиновники даже сочли реформу удачной - сборы в ПФР выросли. Но бизнес оказался в положении той коровы из анекдота, которую для повышения эффективности хозяйства решили поменьше кормить и побольше доить. В итоге предприниматели ушли в тень и рост сборов в Пенсионный фонд обернулся не меньшим падением собираемости налога на доходы физических лиц.
Год назад в правительстве наконец-то признали, что наломали дров, и попытались дать задний ход. Ставку налога снизили до 30%, но намудрили с регрессом. Теперь на него можно рассчитывать только при годовой зарплате от 512 тыс., и со всего, что выше, налог не обнуляется, а снижается до 10%. В итоге для тех, кто платит своим сотрудникам большие зарплаты, мало что изменилось, остальным стало немного легче. Но довольных нет. В общем, сейчас с выросшими взносами для ИП наши власти наступили на старые хорошо натоптанные грабли.
- Логика чиновников совершенно непонятна, - констатирует Владислав Корочкин. - Так, безработным сейчас дают субсидию в 60 тыс. на открытие ИП, а потом отбирают 35 тыс. назад.
Порою кажется, что государственные мужи в отношениях с малым бизнесом сами не понимают чего хотят.
- Одной рукой пытаются упростить отчетность, - удивляется Владимир Буев, - а другой с 1 января вводят бухучет в полном объеме для тех, кто сидит на упрощенной схеме налогообложения. Говорят о том, что у самозанятых граждан должна быть возможность самим выбирать страховую нагрузку и соответствующий размер пенсии. А фактически увеличили эту нагрузку вдвое и никого не спросили.
Действительно если открыть «Стратегию развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года», то там можно найти оба варианта. С одной стороны, «самозанятым гражданам может быть предложено право выбора варианта уплаты страховых платежей». И тут же о «поэтапном приведении размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем пенсионных выплат».
СНОВА КОШМАРЯТ
Остальные угрозы для малого бизнеса сугубо административные. Во-первых, бизнес опять кошмарят.- С 2012 года предпринимателей снова мучают необоснованными проверками, - рассказывает Владимир Буев. - Самые активные бизнесмены жалуются, остальные терпят и платят взятки.
Между прочим, то же самое на днях говорил генпрокурор Юрий Чайка. «Не искоренена практика необоснованного возбуждения уголовных дел, наложения арестов на счета и активы предприятий», - заявил он на Всероссийском совещании прокуроров, посвященном защите прав предпринимателей. Причем, как отметил генпрокурор, «только незначительная их часть заканчивается возбуждением уголовных дел - по остальным информация не подтверждается».
Во-вторых, власти по всей стране объявили войну рынкам и ларькам. По Федеральному закону №271, с 1 января 2012 года в крупных городах не должно было остаться рынков вне капитальных строений. Исключение только для сельхозрынков, которым разрешили поработать до 2015 года.
Любая попытка сделать торговлю цивилизованной у нас оборачивается сносами и разорением. О том, как происходит снос московских ларьков и торговых павильонов, мы пишем регулярно. Но это не исключительно столичное явление. С киосками почему-то расправляются сейчас по всей России.
- Наша позиция: никого в принципе не надо трогать, - считает Владислав Корочкин. - Ларьки со временем отомрут сами, если дать людям взамен нормальные помещения.
Но протесты бизнесменов и их общественных организаций власти оставляют без внимания. Более изощренный способ уничтожения малого бизнеса заключается в том, чтобы ничего не сносить, но в приказном порядке заменить старые ларьки на новые, установленного образца. Одними из первых с этим столкнулись петербуржцы. Последний год то же самое переживают Москва, Воронеж, да и во многих других городах практикуется. Причем ларьки установленной формы, как правило, гораздо дороже обычных, и для малого бизнеса замена становится серьезным ударом по карману.
А вот уже чисто московская новинка - отмена льготной аренды для половины малого бизнеса. С 1 января возможность арендовать принадлежащие городу помещения подешевле осталась лишь у того малого и среднего бизнеса, которому нужно не более 300 кв. м.
Исключение только для предприятий образования и здравоохранения.
Наконец, серьезным ударом для торговой части малого бизнеса стал вступивший в силу запрет на продажу в торговых павильонах пива. В Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства уже отметили снижение оборотов в ларьках и маленьких магазинчиках. Запрет на продажу сигарет только усугубит ситуацию.