текст Олег ГЛАДУНОВ
Антимонопольное ведомство могут объединить со службой по тарифам
Создание мегарегуляторов, похоже, входит в моду у российских чиновников. Сейчас правительство подумывает о том, чтобы объединить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с Федеральной службой по тарифам (ФСТ), но, скорее всего, это будет не слияние, а поглощение. И естественно, эту идею в первую очередь поддерживает глава ФАС Игорь Артемьев. "Это соответствует стратегии правительства по созданию укрупненных регуляторов", – считает он.
А вот в ФСТ со слиянием еще не определились, хотя и пояснили, что поддерживают оптимизацию и дальнейшее совершенствование механизмов государственного регулирования естественных монополий и инфраструктурного сектора. "Но окончательная позиция по данному вопросу не сформирована, в том числе и в экспертном сообществе", – сообщила
Впрочем, как заявил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, работа по изучению различных вариантов распределения полномочий в сферах антимонопольной и тарифной политики, госзаказа и поддержки конкуренции ведется еще с начала года. Так что площадка для публичного обсуждения таких инициатив уже есть, и результатов дискуссии в правительстве ждут до 15 мая. Пока же по результатам обсуждения этого вопроса рабочей группой на прошлой неделе было сформировано "пять основных развилок дискуссии, каждая из которых предполагает наличие нескольких возможных вариантов распределения полномочий", говорит Абызов.
Первая "развилка" – необходимость объединения контроля за не дискриминационным доступом к инфраструктуре естественных монополий и установления тарифов в рамках одного ведомства. Сейчас эти полномочия разделены
Между тем, объединение в одном ведомстве функций по контролю цен и антимонопольному регулированию не является
На данный момент полномочия ФАС в области проведения государственной политики развития конкуренции определены законом "О защите конкуренции". Ведомство осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС контролирует деятельность естественных монополий – эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции, где она возможна.
Антимонопольщики должны заниматься и повышением прозрачности работы естественных монополий, ростом эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в конкурентных видах деятельности. При этом работа ФАС тесно соприкасается с ФСТ – представитель антимонопольной службы, заместитель ее руководителя Анатолий Голомолзин входит в состав правления службы по тарифам.
Полномочия двух ведомств прежде были объединены в одном Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, и разделены между ними в ходе его реорганизации в 2004 году. ФАС тогда получила функции антимонопольного регулирования, контроля за деятельностью естественных монополий и соблюдения законодательства о рекламе. От упраздненного министерства службе по тарифам достались полномочия по регулированию тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Но и сейчас полномочия по регулированию
Видимо, правительство решило устранить "дублера" ФАС, что позволит сократить затраты на финансирование двух ведомств из дефицитного бюджета. Глава ФСТ Сергей Новиков руководит службой с марта 2004 года, как и Игорь Артемьев ФАС, и ему, конечно, такая ситуация вряд ли нравится. Ведь если он и останется в объединенной службе, то уже не будет руководителем – административный вес Артемьева в правительстве гораздо больше. Кстати, Артемьев уже не в первый раз поднимает вопрос о реформировании ФАС. В начале прошлого года возникла идея о переподчинении ведомства напрямую президенту, но она не прошла.
Как считает сопредседатель "Деловой России" Александр Галушка,
Конечно, создание нового мегарегулятора избавит бизнес от необходимости сталкиваться с межведомственными противоречиями, но при этом новая структура может стать плохо управляемой. "Близкие функции сосредотачиваются в одном органе, и у этого органа один начальник, – рассуждает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. – Нет тех противоречий ведомственных, которые могут отражаться на предпринимателях, если позиции у ведомств различные. Но когда структура большая, она становится плохо управляемой, бюрократичной. ФАС за последние годы выстроила достаточно эффективную систему внутри, и внешние взаимоотношения с бизнесом тоже достаточно эффективно осуществляются. ФСТ я бы так не оценил. Кроме того, первое время, когда ведомство будет только формироваться, административные процессы начнут давать сбои. Здесь тоже могут быть проблемы и у бизнеса".
Между тем, в
Сейчас ФАС пытается упростить практику антимонопольного контроля. Такую задачу поставил службе в "дорожной карте" по развитию конкуренции и антимонопольной политики
Однако надо иметь в виду, что механическое объединение ведомств не обязательно приведет к улучшению эффективности работы. И прежде чем делать