Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес: есть ли будущее? Агентство Бизнес Мониторинга

Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Начальной точкой отсчета в развитии малого бизнеса можно считать 2008 год. Именно тогда вышел закон «О развитии малого предпринимательства в России». До этого данный сектор бизнеса выглядел совершенно иначе.

Источник: журнал "Бизнес-Клуб"

Примерно на это же время пришелся и период расцвета малого бизнеса в нашей стране.

Об этом свидетельствуют четыре основных критерия:

* число предприятий. В 2008 году было зарегистрировано наибольшее число малых предприятий (по сравнению со всеми последующими годами). На мой взгляд, это не самый объективный критерий, поскольку очень многие компании в то время были зарегистрированы на бомжей и студентов и использовались главным образом для оптимизации налогообложения;

* уровень занятости. Этот критерий отражает, прежде всего, социальную функцию бизнеса и позволяет проследить, насколько востребованы малые предприятия на рынке труда. Пик занятости опять же приходится на 2008 год;

* годовые обороты. Хороший финансово-экономический показатель, однако, он не отражает степень заинтересованности самих бизнесменов в развитии своего бизнеса;

* инвестиции в отрасль. Именно этот критерий является определяющим с точки зрения финансово-экономической эффективности. Нередко случается так, что доходы от предприятия большие, а уровень инвестиций в него маленький. Это свидетельствует о том, что предприниматели не уверены в завтрашнем дне и не готовы вкладывать в дальнейшее развитие своего бизнеса.

Именно так было в последние пять лет. Особенный заметный спад начался в конце 2012 года. Это произошло довольно неожиданно, поскольку в течение предыдущих девяти месяцев сектор заметно подрос: увеличился поток инвестиций, стало больше малых предприятий…Причем в Нижегородской области уровень инвестиций был даже выше, чем в среднем по России. И вдруг неожиданный спад. Инвестиции резко упали - более чем на 20%.

Недавно я был на одном крупном мероприятии, где собрались ведущие макроэкономисты и чиновники профильных ведомств: Минфина, Минэкономразвития, Центробанка…В неформальной обстановке все они признают, что роста экономики и ВВП в этом году ожидать не приходится. По самым оптимистичным прогнозам, рост ВВП составит всего 4%, а по пессимистичным нас ожидает стагнация и даже новая фаза падения экономического цикла.

Если не будет расти экономика, то не будет расти и малый бизнес. А значит, единственная роль, которую он сможет выполнять – социальная. Все знают, что наша экономика целиком и полностью зависит от цен на нефть. Учитывая, что сейчас цена за баррель упала ниже ста долларов, то нам осталось совсем недалеко до дефицита бюджета. Если это произойдет, то государство постарается переложить бюджетно-социальные проблемы на бизнес. «Первой ласточкой» стало повышение социальных взносов для индивидуальных предпринимателей в два раза. С рынка сразу же ушло порядка 400 тысяч бизнесменов.

Политика государства в отношении бизнеса строится по двум ключевым направлениям:

регуляторика, то есть установление определенных норм и правил (эта политика началась со времен Грефа);
поддержка малого и среднего предпринимательства.
Как таковой федеральной программы поддержки малого предпринимательства у нас нет. Есть только постановление правительства, в соответствие с которым в этот сектор направляются средства. Однако согласно нашим исследованиям, нет прямой взаимосвязи между развитием бизнеса в конкретном регионе и выделенными туда средствами господдержки. Есть такие субъекты федерации, куда деньги практически не выделяются, однако бизнес там развивается даже лучше, чем в других регионах.

Теперь о регуляторной политике. Понятно, что любая вводимая норма, будь то административное или налоговое требование – реально влияет на развитие сектора. Прошедшее десятилетие действительно было периодом содействия развитию малого предпринимательства. Однако на сегодняшний день существуют четыре фактора, которые могут свести на нет все былые усилия:

* ограничение или запрет на продажу алкоголя и табачных изделий в мелкой рознице. Автоматически все финансовые потоки были переориентированы под сетевые магазины. Понятно, что это некий консенсус между лоббистами в правительстве и Госдуме, и в этом смысле мелкая розница обречена. Основной финансовый поток в секторе подрублен. Когда в странах Европы начинали бороться с алкогольной зависимостью граждан, то первоочередные ограничения касались как раз сетевиков, поскольку им легче перенести эти изменения. У нас же все сделали наоборот;

* налоговая регуляция. Эта реформа коснулась, прежде всего, тех, кто платит социальные взносы. В 90-е годы все взносы в различные внебюджетные фонды были объединены в единый социальный налог, что здорово облегчало жизнь предпринимателей. Максимальная ставка по нему составляла 26,6%. Однако в 2010 году этот налог снова был разбит на несколько фондов, а максимальная ставка по нему увеличилась до 34%;

* увеличение фиксированных социальных взносов для индивидуальных предпринимателей. Автоматически с рынка ушло огромное число предприятий;

* изменения в упрощенной системе налогообложения. С этого года все предприниматели, которые находились на упрощенке, должны будут вести обязательный бухгалтерский учет. Следующий шаг – введение отчетности по этому учету, а это уже все прелести камеральной проверки.

Мало того, сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект об изменении критериев субъекта малого предпринимательства, который может рассчитывать на государственную поддержку. Если раньше основным критерием считалась независимость субъекта (доля участия частных лиц должна была составлять не менее 75%), то теперь эти ограничения планируют снять. Значит, крупные госкорпорации типа «Роснано» и «Росатом» смогут создавать свои малые предприятия и получать государственную поддержку. На мой взгляд, это приведет к созданию государственных малых предприятий и «накачиванию» их деньгами. Естественно, конкурировать с ними малый бизнес не сможет.

Запись сделана на семинаре НРО «ОПОРа России».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости