Национального института системных
исследований проблем предприимательства (НИСИПП)
Дмитрий Павлов
заместитель генерального директора НИСИПП
Когда страны с разными «внутренними устройствами» стремятся не просто формально, а реально объединиться в единый экономический союз (пространство), гармонизировать свои экономические системы, возникают вызовы, на которые не всегда сразу находятся устраивающие всех ответы. Сборка любого нового механизма (а новое зачастую является хорошо забытым старым) и его последующее функционирование не должны превратиться в «сизифов труд». Это в равной степени относится к сфере установления и регулирования обязательных требований к продукции, обращающейся на территории, «очерченной» «высокими договаривающимися сторонами». В рамках настоящей статьи мы ведем речь о ЕврАзЭС и Таможенном Союзе из России, Казахстана и Белоруссии.
Особый режим внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС и ТС хотя уже и покоится на выстроенном фундаменте, но до окончания строительства и подписания актов «приемки-сдачи» еще далеко. Многоуровневая система правового регулирования включила в себя национальное законодательство, нормы международных договоров и соглашений, правовые акты органов ЕврАзЭС и Таможенного Союза, которые относятся к категории наднационального. Сегодня уже данность, что в них заложены основы и общие принципы функционирования сферы технического регулирования, санитарного, ветеринарно-санитарного и фитосанитарного контроля и т.д. Продукция при обращении должна соответствовать общим для стран техрегламентам без применения дополнительных («национальных») требований к ней и процедурам оценки ее соответствия. Национальный уровень – только государственный контроль (то есть собственно правоприменение).
Установление единых и обязательных на всем пространстве ЕврАзЭС и Таможенного союза требований к продукции, запрет на установление требований к продукции в одностороннем порядке, формирование единых подходов к оценке соответствия продукции, к аккредитации, к проведению контроля подразумевает также необходимость установления единых мер ответственности за нарушение в сфере технического регулирования (эта часть правоустановления в качестве «единой наднациональной» сегодня отсутствует). То есть единая регуляторика на уровне установления требований в «нашем наднациональном» пространстве уже есть, но вот даже подходы к определению составов и субъектов правонарушений в сфере техрега и ответственность за нарушения в странах очень сильно различаются (поэтому в данной части единой наднациональной регуляторики нет). На наш взгляд, подход может быть один: все правоустановление с едиными правилами игры по всем вопросам обязательных требований к продукции (обращающейся в общем пространстве) и связанным с ней процессам, оценке соответствия и аккредитации, а также ответственность на нарушение этих требований должно быть отнесено к наднациональному уровню регулирования, а все правоприменение (по сути – контроль за выполнением обязательных требований) – к национальному.
Что надо сделать в плане общей гармонизации требований к безопасности продукции (на уровне деклараций), чтобы она могла свободно циркулировать по всему экономическому пространству стран ЕврАзЭС и Таможенного союза, понятно:
- Определить единые для всех виды нарушений в сфере технического регулирования и установить ответственность за них;
- Унифицировать нормативную базу, регулирующую наступление ответственности за нарушения в сфере техрега;
- Сформировать систему обмена информацией о выявленных нарушениях;
- Взаимно признавать решения правоохранительных и судебных органов в отношении этих нарушений.
Но, во-первых, об этом еще нужно договориться, ударить по рукам (с учетом опыта стран Евросоюза). А уже во-вторых, - излагать «частности» в соглашениях. На наш взгляд, необходимо будет единообразно для всех:
- регламентировать наступление гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности,
- устанавливать признаки виновности и противоправности,
- определять принципы, виды, основания, меры наказания и субъектов ответственности за нарушения в сфере технического регулирования;
- определять сроки исковой давности и сроки привлечения к административной ответственности,
- содержать одинаковые для всех нормы о возмещении причиненного выпуском небезопасной продукции ущерба,
- унифицировать сроки исковой давности,
- определять изъятия для отдельных видов продукции из общего порядка привлечения к ответственности (если таковые будут – это предмет дискуссии),
- устанавливать порядок взаимодействия уполномоченных органов стран-участников при рассмотрении дел, связанных с нарушением законодательства о техническом регулировании,
- регулировать порядок индексации штрафных санкций и возможные пределы сумм возмещения ущерба.
Уже после подписания таких соглашений необходим будет некий переходный период, связанный с «чисткой» национальных законодательств и приведением их «к общему знаменателю». Следующий шаг – единые методические рекомендации, полномасштабный обмен информацией, включающий создание единой информационной системы.