Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Почему россияне не идут в предприниматели. "Капитал страны"

По данным глобального мониторинга предпринимательства (GEM), в России только 4,3% трудоспособного населения в 2012 году имели собственный бизнес. При этом в целом лишь 2,2% граждан хотели бы стать предпринимателями. Это самый низкий показатель намерений россиян стать предпринимателями за всю историю мониторинга. Почему россияне не хотят заниматься бизнесом?

Своим мнением по этому поводу поделились участники круглого стола в пресс-центре РИА «Новости»: заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов; председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию частного предпринимательства малого и среднего бизнеса, вице-президент ВТБ24 Надежда Карисалова; доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии РАНХиГС при Президенте РФ Эмиль Мартиросян и вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев.

Не хватает обучения и пропаганды

Существующая на сегодня система высшего образования нацелена, в основном, на подготовку кадров для госсектора и крупных предприятий, отметил представитель Госдумы Виктор Климов. Кроме того, считает он, бизнес-среда должна активнее пропагандировать бизнес-ценности.

Сотрудник РАНХиГС Эмиль Мартиросян уверен, что предпринимательству необходимо специально обучать, поскольку этот род деятельности предполагает особый образ мышления. За рубежом этим занимаются целые университеты.

Вице-президент ВТБ24 Надежда Карисалова подчеркнула, что малому бизнесу остро не хватает финансовой грамотности и – главное – желания ей овладеть. Между тем, сейчас проводится множество бесплатных обучающих мероприятий – в том числе, и банком, который она представляет.

Вице-президент НИСИПП Владимир Буев считает, что дело вовсе не в отсутствии пропаганды, поскольку, по данным соцопросов, население и так хорошо относится к малому бизнесу, в предприниматели же народ не идет совсем по другим причинам.

<р4>Господдержка не помогает развитию малого бизнеса

У государства нет внятной пошаговой стратегии по развитию малого бизнеса, отметили Виктор Климов и Надежда Карисалова. Системные меры должны касаться всех уровней власти, от федерального до муниципального. Необходимы также четкие критерии эффективности этих мер. Пока этого нет, господдержка остается малоэффективной. Тем не менее, именно благодаря программе господдержки появляются вполне реальные объекты (инфраструктура, бизнес-инкубаторы и т.д.) и оказывается помощь конкретным предприятиям, у которых нет другой возможности эту помощь получить.

Владимир Буев прямо заявил, что господдержка – т.е. вливание все больших бюджетных средств в сектор малого бизнеса – не оказывает значимого влияния на развитие предпринимательства в стране. С 2007 года госфинансирование малого бизнеса увеличилось в 5 раз, но при этом вклад этого сектора в экономику страны в 2012 году меньше, чем в 2008 году. В 2012 году, по сравнению с 2011 годом, увеличилось количество самих малых предприятий, но их выручка сократилась, а занятость в них осталась примерно такой же.

<р4>Законы по поддержке малого бизнеса не работают

На поддержку малого бизнеса направлен целый ряд федеральных законов – в частности, ФЗ 223 о порядке закупок и оплаты; ст.15 ФЗ-94 – о том, что при составлении госзаказа от10 до 20% должны быть предоставлены малому бизнесу. Но все эти законы не работают в полную силу, и зачастую их умело обходят, регистрируя подставные фирмы. По той же причине тщетными оказываются и надежды на развитие малого предпринимательства в сфере аутсорсинга и системе кластеров. По мнению Владимира Буева, кластеры и аутсорсинг могут стимулировать малый бизнес, только в случае крупных частных компаний. Если же компании государственные, и деньги тратятся бюджетные, махинации неизбежны.

Налоги и запреты – в противовес господдержке

Государство, с одной стороны, увеличивает господдержку малого бизнеса, с другой – проводит регуляторную политику, которая этот бизнес на корню подрубает. Поскольку малый бизнес у нас, в основном, представлен в торговом секторе, по нему, например, сильно ударили ограничения на торговлю пивом. Но тут как раз претензий нет – здоровье нации дороже.

Болезненнее же всего для малого бизнеса оказались изменения в сфере налогов и отчетности: в 2010 году была увеличена ставка единого социального налога (ЕСН) с 26% до 34%, в 2013 двукратно увеличились взносы в пенсионный фонд, введен обязательный бухучет для всех малых предприятий, включая и те, которые работают по упрощенной схеме. Все это сразу вызвало резкое сокращение количества предпринимателей, отметил Владимир Буев.

Действительно, решение об увеличении социальных платежей для малого бизнеса было не совсем выверенным, признали Виктор Климов и Надежда Карисалова. Закрылось порядка 400 тысяч малых предприятий. Сегодня прорабатывается предложение о том, чтобы предприятия с годовой выручкой ниже 300 тыс. рублей вообще были освобождены от выплат. Однако здесь тоже возникают определенные опасения.

Для малого предпринимательства нужен рынок

Бизнес всегда образуется там, где есть рынок, подчеркнул Виктор Климов. По его мнению, одним из ключевых ресурсов для развития малого предпринимательства может стать глобальное реформирование трех сфер:

  • ЖКХ;
  • Образование;
  • Здравоохранение.

Правда, проведенная реформа ЖКХ не принесла положительных результатов и не способствовала приходу активных предпринимателей в эту сферу. Как сделать, чтобы очередные реформы в этих важнейших социальных сферах оказались более удачными, Виктор Климов не уточнил.

Не хватает пассионарности?

Участники круглого стола сошлись на том, что главной причиной стагнации малого бизнеса в России является нежелание россиян жертвовать комфортом и неготовность к риску. С этим напрямую связана наметившаяся в последние годы тенденция к увеличению доли мигрантов среди предпринимателей – именно среди предпринимателей, а не работников, отметил Виктор Климов. Мигрантам нечего терять, они легче переносят лишения и легче рискуют.

Эмиль Мартиросян считает, что темпы развития малого бизнеса отражают низкую пассионарность российского населения.

Однако, возможно, главная причина – в унынии и апатии, которые охватывают все более широкие слои населения. Когда все более очевидным становится, что деятельность правительства направлена не на развитие экономики, а на передел собственности, то желание что-либо созидать пропадает. Не случайно, по данным мониторинга, практически 87% россиян, не занимающихся бизнесом, не видят в своем регионе благоприятных условий для его создания и развития. Доля предпринимателей, наблюдающих новые возможности для организации компании, сократилась по сравнению с 2011 годом с 40% до 30%. Об этом участники круглого стола не упомянули.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости