Пока бизнес-омбудсмены работали в рамках местного законодательства. Но теперь у них появился документ, регламентирующий их деятельность на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Защитник коммерсантов, по закону, является чиновником, но пугаться этого не следует. Это, наоборот, дает ему возможность докладывать губернатору или президенту о всех негативных фактах, связанных с нарушением прав предпринимателей, и способствовать принятию необходимых мер.
Чем же будет заниматься федеральный бизнес-омбудсмен, помимо защиты прав своих "подопечных"? По закону, он обязан контролировать соблюдение прав и интересов предпринимателей органами исполнительной власти, тесно взаимодействовать с предпринимательским сообществом, участвовать в формировании госполитики в сфере развития бизнеса и т.п.
На практике это должно выглядеть так. Уполномоченному поступает жалоба от обиженного, например, налоговиками коммерсанта. Рассмотрев обращение, бизнес-омбудсмен может самостоятельно дать бизнесмену какие-либо рекомендации, а может дать жалобе ход. Например, обратиться в суд с иском о защите попранных прав. Кроме того, уполномоченный имеет право направлять президенту РФ, в правительство РФ и другие вышестоящие инстанции законодательные инициативы, направленные на защиты предпринимателей.
Права и обязанности региональных уполномоченных регулируются местным законом с учетом требования закона федерального. А финансирование аппарата бизнес-омбудсмена происходит за счет местного бюджета. Кстати, регион вправе самостоятельно определить, нужна или не нужна ему такая должность, если нужна, то каким образом должна происходить процедура назначения, освобождения уполномоченного. Бизнес-омбудсмен - это независимая "единица", он не является ни представителем исполнительной власти, ни власти законодательной. Федеральный уполномоченный подчиняется президенту.
По оценке Газизова, бизнес-омбудсмены уже работают не менее чем в двадцати субъектах страны. А в ближайшие полгода появятся уже в каждом регионе. Заметим также, что федеральный закон расширяет обязанности и полномочия местных защитников предпринимателей, по сравнению с региональными законами.
прямая речь
Анатолий Сага, уполномоченный по правам предпринимателей в Ульяновской области:
- Идея бизнес-уполномоченного родилась в нашей области, в "ОПОРЕ России", в городе Ульяновске и была реализована в 2011 году. На наш взгляд, необходимость такого института давно назрела. И массовые нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности - тому подтверждение. На муниципальном уровне игнорируются требования закона. Например, я длительное время занимаюсь ситуацией, когда по указанию одного из ульяновских руководителей в день проведения бизнес-форума приехал кран, загрузил киоск, принадлежащий женщине-предпринимателю, с оборудованием и товаром и увез в неизвестном направлении. Причем договор аренды земли был оформлен и зарегистрирован. Также нам необходимо решать системные вопросы, связанные с оказанием муниципальных услуг по оформлению земельно-правовых документов, вопросы, связанные с временными сооружениями на территории города и т.д. По новому закону муниципальные власти должны в течение 15 суток с момента моего обращения принять меня и ответить на мои вопросы по существу, иначе им грозит административная ответственность.
Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства:
- Этим законом регулируются федеральный и региональный уровни. В документ удалось внести пункт, согласно которому, если федеральный уполномоченный обжалует какие-то ненормативные решения местного уровня, то одновременно он выносит ему предписания, которые подлежат немедленному исполнению. Вот практически единственный пункт, который будет работать. Это серьезный инструмент воздействия на местное самоуправление. Что касается региональных уполномоченных, то у них уже прав почти никаких нет. Что они могут там? Запрашивать от органов власти какие-то необходимые сведения, в суд могут обращаться, что, собственно, и сам предприниматель может делать. Могут принимать участие в проверках. По большому счету прав у них никаких нет, кроме статуса, который им дает региональный закон с опорой на федеральный. Таким образом, бизнесмену из региона проще обратиться к федеральному бизнес-омбудсмену, чем к "собственному". Но как эти жалобы будут "расфасовываться" - пока не ясно. Если у федерального уполномоченного будет не так много жалоб, возможно, он будет заниматься этим сам, потому что у него аппарат достаточно большой. Если будет большой поток заявлений, то жалобы, видимо, будут перепасовываться регионалам.
Александр Осипов, вице-президент "Деловой России":
- Самое главное, что теперь официально закреплен статус и полномочия бизнес-омбудсменов. У нас появляется альтернативная и очень короткая ветка в механизме госуправления, с помощью которой можно обратиться непосредственно к президенту, причем не только через федерального уполномоченного, но и субъектового - он же тоже может взаимодействовать со своим методическим начальником. Главные проблемы, которые стоят перед бизнесом, связаны с коррупцией, с уголовным преследованием предпринимателей, отъемом у них бизнеса, монополизмом. Мы имеем много злоупотреблений законодательством для того, чтобы предпринимателя поставить либо за грань закона, либо в двусмысленную ситуацию, потому что в этом случае его проще "потрошить".