Все меньше предпринимателей в России видит возможности расширения для своего бизнеса. Рассчитывать на рост численности представителей малого и среднего бизнеса в ближайшие годы не приходится. Таковы результаты исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства».
В конце апреля Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета представила результаты своего исследования в рамках международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2012». В рамках исследования специалистами Левада-Центра провели интервьюирование 3500 респондентов в различных регионах страны, как предпринимателей, так и ученых-экономистов, региональных чиновников, отвечающих за развитие предпринимательства.
Об основных итогах мониторинга изданию «Огонек» рассказала российский координатор международного исследования доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Ольга ВЕРХОВСКАЯ.
О предпринимательской активности населения
Россия участвует в данном международном проекте с 2006 года. Как изменился уровень предпринимательской активности в стране за это время? Вначале следует уточнить, что мы выделяем несколько категорий предпринимателей. Первая категория – это ранние предприниматели, которые делятся на нарождающихся (эти только начали создавать бизнес: покупают оборудование, нанимают людей, но еще не получают дохода) и на владельцев нового бизнеса (они уже создали свое дело, получают определенный доход, но их бизнес существует всего-то чуть более трех месяцев). Вторая категория – это устоявшиеся предприниматели, чей бизнес смог пережить первые 3,5 года – период становления. Так вот, уровень ранней предпринимательской активности у нас в 2012 году составил 4,3 процента трудоспособного населения, то есть каждый 23-й россиянин вовлечен в раннее предпринимательство. Для сравнения: в других странах БРИКС это каждый 8-й, в Восточной Европе — каждый 11-й. Уровень активности устоявшихся предпринимателей в России в 2012-м составил 2,1 процента, а их доля среди всех предпринимателей – всего 33 процента. В экономически развитых странах выживаемость бизнеса на уровне 49 процентов. Таким образом, у нас наблюдается комбинация негативных тенденций: при одном из самых низких уровней ранней предпринимательской активности (67-е место из 69 стран, включенных в исследование) только трети предпринимателей удается преодолеть начальный этап развития.
Желающих стать предпринимателями все меньше
Приток желающих взяться за дело впервые сократился за прошлый год вдвое — до 2,2 процента россиян, это самый низкий показатель за все время наблюдений. Россия по этому параметру последняя среди 69 стран – участниц проекта. Причиной является то, что люди не видят возможности для ведения бизнеса. Пессимизм растет и в бизнес-сообществе. Если в 2011-м 40 процентов предпринимателей заявляли, что условия для организации бизнеса в стране есть, то в минувшем году таких было только 30. К тому же высок процент тех бизнесменов, кто затруднился оценить ситуацию (22 процента). И это показатель довольно тревожный.
За счет кого сократилось число желающих заниматься бизнесом? Прежде всего за счет студенчества. Еще два-три года назад было ощущение, что студенты стали воспринимать предпринимательство как реальную возможность приложения своих знаний, умений, усилий. О желании открыть свое дело заявлял тогда каждый 8-й, 9-й, а потом каждый 10-й российский студент. Сейчас – 2–3 процента. У нас молодежь хочет быть чиновниками, работать в госкорпорациях. Предпринимательство для них недостаточно привлекательно.
Стоит отметить, что численность предпринимателей – не определяющий фактор. В лидерах по численности ранних предпринимателей такие страны, как Уганда, Гана, Ангола, но это потому, что там нет других возможностей: либо умирать с голоду, либо начать что-то продавать-покупать. Такое предпринимательство называется вынужденным. По мере экономического развития, как правило, растет доля добровольных предпринимателей, то есть тех, кто осознал преимущества своего дела, работы на себя, а не на дядю. В экономически развитых странах доля таких предпринимателей заметно больше, чем тех, кто пришел в бизнес вынужденно. Как в России? В 2012-м около 40 процентов предпринимателей указали, что занимаются бизнесом, потому что не имеют другой возможности трудоустроиться. Это на 10 процентов больше, чем в 2011-м. То есть по мотивации они на самом деле тяготеют к вынужденным предпринимателям.
Статистика выхода из бизнеса
Бизнес-сообщество бьет тревогу из-за увеличения страховых взносов в Пенсионный фонд. У нас велика доля предпринимателей, для которых такое увеличение налоговой нагрузки не то что существенно, а неподъемно. Если смотреть статистику выхода из бизнеса в России за минувший год, то примерно 73 процента компаний полностью прекратили существование, остальные сменили или собственника, или профиль. Но одно дело говорить о фирме, другое — о дальнейшей судьбе предпринимателя. И здесь история довольно грустная. В мировой практике те, кто бизнес создал, потом его закрыл, часто возвращаются. Установка такая — набил шишки, в другой раз будет легче. В развитых странах действуют программы поддержки тех, кто имеет негативный опыт предпринимательства, их цель — вернуть людей в бизнес. У нас же только 8 процентов бизнесменов, закрыв свое предприятие, заявляют, что готовы попробовать еще раз.
Почему так? Из-за засилья бюрократии, неудачного партнерства (кто-то кого-то подвел), невозможности получить финансирование. В прошлом году в 28 процентах случаев бизнес был закрыт из-за нерентабельности. В 20 процентах случаев — из-за проблем с доступом к финансированию. Поэтому у нас доминируют секторы, где для ведения бизнеса не нужны большие инвестиции (потребительский сектор), а там, где они требуются, например сектор бизнес-услуг (оказание услуг другим компаниям), предпринимательство развито слабо (это 8–9 процентов предпринимателей РФ). Для сравнения: в странах Восточной Европы этот показатель – около 20 процентов, в экономически развитых странах – примерно 30 процентов.
Предприниматели-мигранты
Выяснилось, что мигранты более активны в создании бизнеса, чем россияне. Ранняя предпринимательская активность среди мигрантов в России в прошлом году составила 7,4 процента (среди россиян — 4 процента). Мигрантов, которые делали попытки начать свое дело в последний год,— 5,3 процента, что вдвое больше, чем среди местного населения. Доля добровольных предпринимателей в среде мигрантов тоже выше (71 против 62 процентов). Мигранты склонны оценивать свои знания и опыт выше, чем граждане России, хотя уровень образования у них зачастую ниже. Мигранты также более оптимистично, чем россияне, оценивают условия для организации бизнеса: 58 и 34 процента соответственно. Чем объяснить их оптимизм и уверенность? Во-первых, по сравнению с местным населением они меньше знают реальное положение дел в бизнес-среде. Во-вторых, сравнивают Россию с тем регионом, откуда приехали (и сравнение, очевидно, не в пользу прежнего места жительства). В-третьих, если человек сорвался с места и приехал в другую страну, он, вероятно, больше готов рисковать. Интересно при этом, что российских предпринимателей и предпринимателей-мигрантов роднит низкая заинтересованность в развитии бизнеса в ближайшие годы. Такова тенденция последних лет. Сокращается доля тех, кто видит возможности расширения бизнеса. Предприниматель в России — редкая птица, такой полувымирающий вид. И рассчитывать на рост их численности в ближайшие годы не приходится.
Оценки другого института
А вот эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по результатам исследования все того же малого бизнеса по итогам 2012 года пришли совсем к другим выводам. Как сообщает «Российская газета», согласно выводам специалистов НИСИПП, за прошедший, 2012 год во всех федеральных округах выросло количество малых предприятий как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тысяч жителей. В Сибирском федеральном округе рост составил 13,3%. В меньшей степени число малых предприятий выросло в Южном и Центральном федеральном округах – на 3,1% и 2,4% соответственно. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Калининградской и Тверской областях, Чукотском автономном округе, Томской области, Хакасии, Магаданской области, Хабаровском крае, Пензенской и Ленинградской областях.
Подготовила Ольга ПЕТРОВА
фото - about-prom.ru