Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Судить нельзя освободить. "Российская газета"

Минэкономразвития и эксперты называют критерии амнистии для предпринимателей

Текст: Татьяна Зыкова, Роман Маркелов

Амнистия для осужденных по экономическим статьям может стать позитивным сигналом для бизнеса, особенно на контрасте с решением о повышении с 1 января 2013 года страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Такое мнение высказал "РГ" источник в минэкономразвития.

Проект амнистии для осужденных по экономическим статьям предпринимателей, напомним, на прошлой неделе обсуждал с представителями бизнес-сообщества президент Владимир Путин. Но те предложения, которые ему представили на встрече, глава государства назвал "сырыми".

И эту тему продолжают обсуждать. По словам источника в минэкономразвития, освобождение осужденных должно применяться исходя из двух критериев. Во-первых, зависеть от суммы нанесенного ущерба от преступления. "Скажем, несколько миллионов рублей или несколько десятков миллионов - это значительная сумма. Возможно, ущерб до одного миллиона рублей можно считать незначительным. Особенно если это первое правонарушение для человека", - сказал собеседник "РГ". Второй критерий - при совершении экономического преступления не должны быть затронуты права третьих лиц. Проще говоря, не должно быть потерпевших. Таким образом, человек, совершивший мошенничество в особо крупных размерах, где есть несколько пострадавших, амнистироваться не должен. Важно, чтобы оба этих критерия совпадали, хотя ситуации бывают разные и требуют индивидуального подхода.

Третье условие - необходимо учитывать, чем человек занимался до суда. Ведь амнистированные по экономическим статьям вновь смогут начать заниматься предпринимательством. И что ждать, например, от фальшивомонетчика, который целенаправленно подделывал деньги? Как подчеркнули в минэкономразвития, если амнистию одобрят, то она не должна быть разовой акцией. "Нужен целый план мер по стимулированию экономики, устранению административных барьеров, улучшение инвестклимата. Мы такой план готовим. Ориентировочная дата опубликования - июнь 2013 года", - сказали в ведомстве.

Бизнес со своей стороны также доработает предложения по амнистии для предпринимателей. Вице-президент "Деловой России", член экспертного совета при омбудсмене Андрей Назаров подтвердил "РГ", что обновленный проект амнистии будет готов уже через три-четыре недели. "Мы надеемся, что в осеннюю сессию он будет принят", - сказал Назаров.

Но единого мнения по поводу амнистии тем не менее нет. Другой собеседник "РГ", доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Иван Соловьев сомневается в ее целесообразности. Главный вопрос - не спровоцирует ли амнистия совершение новых правонарушений и преступлений в сфере экономики и предпринимательства? Ведь начиная с 2009 года, напомнил профессор, отечественное уголовное законодательство уже подверглось нескольким массированным волнам декриминализации. Было принято решение, что предпринимателей не берут под стражу до решения суда, повышен в разы размер крупного и особо крупного ущерба, введены освобождающие от ответственности нормы. Органы внутренних дел лишили полномочий по проведению внеплановых проверок, ограничили в ревизиях финансово-хозяйственной деятельности компаний, ликвидировали подразделения по налоговым преступлениям.

Что касается предстоящей амнистии, то речь идет в основном о тех, кто совершил преступления, предусмотренные статьей 159 УК РФ - "Мошенничество". Но как отличить предпринимателя, который не исполнил своих договорных обязательств или стал жертвой конкурентов, от тех, кто отнимал последние деньги у пенсионеров под видом распространения пищевых добавок? Для этого, предупреждает Соловьев, придется рассмотреть несколько десятков тысяч дел. Да и список из более чем 5 десятков уголовных составов, по которым предлагается амнистия, слишком велик. "Ошибкой организаторов кампании является непроработанный подход, отсутствие критериев, завышенные цифры незаконно сидящих бизнесменов, непредсказуемые последствия для экономической безопасности государства", - говорит он. Соловьев предлагает провести амнистию только в отношении предпринимателей, осужденных по неквалифицированным видам преступлений, без отягчающих обстоятельств.

Амнистия нужна, возражает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев. В 2000-х годах, напоминает он, множество невинных предпринимателей пострадали от рейдерства. "Именно по статьям "мошенничество", "растрата", "причинение имущественного ущерба" у них захватывали успешный бизнес и упекали в тюрьму", - говорит Буев. А в появлении некоторых преступлений в сфере мошенничества есть и вина граждан, которые сознательно шли на аферы и риски - участвуя в финансовых пирамидах, приобретая жилье на неоформленных участках.

Определение грани между мошенниками и теми бизнесменами, которые стали жертвами так называемого "закошмаривания", является, пожалуй, ключевым моментом в разработке постановления об амнистии, считает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин. Кстати, по экономическим статьям сегодня отбывают наказание многие члены организованных преступных группировок - ОПГ. Причина в том, что их не могли официально поймать ни за что другое, только за экономические преступления. Их-то и опасно освобождать из мест лишения свободы, поскольку они способны и на месть в адрес свидетелей или следователей, и на повторное совершение преступлений, говорит Терехин. "Амнистия необходима, так как есть веские основания не доверять обоснованности приговоров", - настаивает Сергей Варламов, партнер компании "Налоговик". Оправдательными приговорами завершается около одного процента всех уголовных дел. К ходатайствам защиты в уголовном процессе, как правило, относятся предвзято, большинство оставляют без удовлетворения или даже без рассмотрения. Судьи не имеют опыта ведения дел хозяйственной направленности. Вместе с тем, говорит он, амнистироваться не должны осужденные за отмывание преступных доходов (ст.ст. 174-174.1 УК РФ), которые могли принимать участие в финансировании терроризма и деятельности ОПГ.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости