Отрицательно оценивают ситуацию, прежде всего, жители малых городов и сел.
Россияне в последние четыре года стали более критично оценивать условия для ведения бизнеса в своем регионе, следует из данных, предоставленных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Они опубликованы на сайте организации. Опрос проводился 18-19 мая 2013 года среди 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
Так, если в 2009 году плохими условия считали 44 процента, то сегодня уже 55 процентов. Отрицательно оценивают ситуацию, прежде всего, жители малых городов и сел (62 процента), а также 35-44-летние (63 процента). Четверть опрошенных считают, что условия для развития частного бизнеса в месте их проживания - хорошие (25 процентов). В основном это жители городов-миллионников (36 процентов), крупных городов (34 процента) и 18-24-летние россияне (31 процент).
Большинство россиян, не имеющих собственного бизнеса, сообщают, что не планируют и в будущем обзаводиться своим делом (72 процента) - в 2011 году таких было 65 процентов. Планируют заняться предпринимательством 16 процентов (два года назад - 20 процентов) - в основном это 18-24-летние (38 процентов) и жители миллионников (24 процента). 7 процентов в прошлом пытались заниматься бизнесом, но неудачно, и еще у 1 процента есть свое дело в данный момент.
Относительное большинство тех, кто имеет опыт предпринимательской деятельности, оценивает его как удовлетворительный (47 процентов). Более трети называют свои попытки организовать бизнес неудачными (35 процентов) - прежде всего респонденты старше 45 лет (41-46 процентов). Довольны своим опытом предпринимательской деятельности 15 процентов (в 2009 году - 10 процентов) - в основном это 25-44-летние (17 процентов).
Между тем самым удобным для бизнеса городом России был признан Калининград. Эта столица западного эксклава заняла первое место в соответствующем рейтинге Forbes, оставив позади Москву, Санкт-Петербург и ряд городов-миллионеров. Бизнес в Калининграде, отмечают авторы исследования, во многом зависит от таможенных льгот Особой экономической зоны и зарабатывает на том, что «превращает беспошлинные западные компоненты в российские товары».