Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Последнее Бюджетное послание президента. Интернет-журнал "Новая политика"

текст 
Олег КОНЮХОВ

Очередная попытка "придать импульс" работе правительства едва ли окажется эффективной

На прошлой неделе Владимир Путин в последний раз представил в Кремле Бюджетное послание. С будущего года оно станет частью Послания президента Федеральному Собранию. Напомним, что согласно Бюджетному кодексу РФ, Бюджетное послание – это неотъемлемый элемент процедуры подготовки федерального бюджета. В этом документе определяются ориентиры на определенный период, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства. На его основе составляются планы работы всех ведомств. Бюджетное послание является вторым по значению после ежегодного Послания президента РФ Федеральному Собранию, которое охватывает все сферы развития страны. Речь в последнем послании шла о бюджетной политике государства в 2014-2016 годах.

Эксперты и многие политики оценили Бюджетное послание довольно скептически. Они считают, что очередная попытка президента "придать импульс" работе правительства едва ли окажется эффективной. Хотя бы потому, что некоторые предвыборные обещания Путина вряд ли можно выполнить, учитывая непростую экономическую ситуацию внутри страны и в мире. Да и сам глава государства не так давно признал, что в мае прошлого года он сознательно "завысил планку", добиваясь от исполнительной власти хоть каких-то результатов.

Теперь президент требует от правительства в кратчайший срок завершить разработку бюджетной стратегии до 2030 года. "Считаю необходимым в течение трех месяцев завершить разработку бюджетной стратегии на период до 2030 года и, если это потребуется, внести изменения в долгосрочный прогноз

социально-экономического развития", – заявил он в своем послании. Однако еще совсем недавно была успешно забыта "Программа-2020", готовившаяся большим коллективом авторитетных экономистов и получившая в итоге одобрение на самом высоком уровне. Бюджетный раздел в ней присутствовал. Что нового может оказаться в "Программе-2030" кроме замены одной цифры в названии документа?

Выступивший на представлении Бюджетного послания после президента глава Минфина Антон Силуанов открыто заявил, что страну ждут непростые времена. "Сегодня при подготовке нового бюджета на трехлетний цикл нам уже необходимо готовиться к непростому периоду балансировки бюджета, который начнется с 2016 года", – сказал он. Но еще год назад Путин требовал, чтобы к 2015 году бюджет страны стал бездефицитным. На расширенной коллегии Минфина в апреле 2012 года президент поставил задачу к 2015 году "окончательно, твердо выйти на бездефицитный бюджет". Он предупредил, что "даже небольшой дефицит для России является риском, особенно если учитывать нашу зависимость от мировой конъюнктуры". Сегодня об этих планах уже не упоминается. Россия становится регулярным заемщиком, так что даже произносить слово "бездефицитный" по отношению к бюджету как-то неудобно.

"В обозримом будущем выйти на бездефицитный бюджет не получится, – объясняет директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Теперь даже власти это признают, но стараются не акцентировать на этом внимание". В том же ключе сформулировал свое мнение Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, член Экономического совета при президенте: "Наиболее важным в послании было то, что президент официально признал: модель постоянного роста бюджетных расходов, сформировавшаяся в докризисный период в пору высоких цен на нефть, исчерпала свои возможности".

Однако директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова видит некоторую надежду в связи с явно наступающими трудностями. "Заявление о том, что к 2016 году могут возникнуть сложности со сбалансированностью федерального бюджета, вряд ли стали для кого-то неожиданностью, – считает она. – При не растущих ценах на нефть и низких темпах экономического роста бюджет действительно будет трудно наполнять. Как следствие, возникнут сложности с исполнением обязательств. Но в такой ситуации есть и плюсы. Можно сказать, что сейчас сама жизнь создала условия для проведения реформ, о необходимости которых в России так давно и много говорят".

Но наиболее серьезные замечания эксперты высказывают по конкретным поводам. Комментируя предложение по сближению налогового и бухгалтерского учета, они отмечают, что оно сложно реализуемо, поскольку из него следует необходимость переписывать Налоговый кодекс. Кроме того, ограничение возможностей по оптимизации налогов на легальной основе заставит предприятия использовать нелегальные схемы оптимизации внутри страны, что усилит использование

фирм-однодневок для вывода денег из оборота компаний. Также могут быть применены схемы оптимизации с использованием российских особых экономических зон.

Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев так оценивает "дальневосточную" тему в послании: "Вместо того чтобы давать возможности для развития экономических трендов снизу, у нас такие вещи зачастую создаются сверху. Здесь, на мой взгляд, нужно искать не административные способы воздействия на развитие Дальнего Востока, а именно стимулы для его развития. Их можно направлять на саму экономическую среду, которая в этих регионах существует". Такими стимулами, по мнению эксперта, могут стать раскрепощение предпринимательской активности, снижение административного бремени на бизнес, уменьшение величины контрольно-надзорной нагрузки, улучшение налогового администрирования или даже снижение налогового бремени. Но самое главное – это создание институтов защиты частной собственности, которые в России не работают.

Большинство аналитиков критически отнеслись к той части послания, которая посвящена пенсионной реформе. Их можно понять: каждый следующий вариант этой реформы оказывается более сомнительным, чем предыдущий. И никаких рецептов улучшения ситуации Бюджетное послание не дает. Ведь даже если вложить в ПФР все средства Фонда Национального благосостояния, пенсионная проблема не решится.

Бюджетных посланий президента больше не будет. Но жизнь страны на этом не останавливается – будут разнообразные программы, стратегии, планы и так далее. Будут разные времена. И насколько они окажутся непростыми, зависит, в частности, от того, на основе чего все программы и планы составляются – либо это серьезный и беспристрастный анализ существующей реальности, либо благие пожелания и невыполнимые обещания.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости