Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

«Малую приватизацию» подправят и продлят… "Деловой квартал" - Казань

В 2008 году был принят закон с длинным и трудночитаемым (-произносимым) названием «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», получивший впоследствии сленговое обозначение как «закон о малой приватизации». Часто его еще называют просто по номеру – «159-й закон». Суть документа – дать возможность добросовестным арендаторам из среды малого и среднего бизнеса возможность выкупить государственные и муниципальные помещения. Пусть без льгот, но с правом первой ночи. Закон при принятии пять лет назад имел «укороченный» срок действия, но спрос на него со стороны МСП никогда ослабевал. Вследствие чего он уже несколько раз «продлевался».

По сути и сейчас речь идет об очередном продлении действия закона на определенный срок. Теперь до 2015 года. Именно на это направлены принятые во втором чтении ГосДумой изменения и дополнения в законодательство. Если этого не сделать, то процесс «малой приватизации» может остановиться: продавать площади предпринимателям (особенно «не своим») ни государственная, ни местная власть никогда, мягко говоря, не спешили.

Каков основной аргумент в пользу закона? У государства и муниципалитетов до сих пор остается много непрофильной собственности, так что мелкому и среднему бизнесу, как правило, приходится арендовать помещения именно у них, а не на открытом рынке. Защитники закона говорят о том, что надо вводить больше такой собственности в рыночный оборот, грубо говоря, продавать.

По большому счету, нормативными «поправками» профильный департамент Минэкономразвития (как источник, движок закона) исправляет свою же прежнюю ошибку. В свое время именно этот департамент сам простимулировал рентоориентированное поведение регионов (которое и так было прекрасно мотивировано), придумав «перечни имущества» (своего рода «имущественные фонды») из государственной и муниципальной недвижимости исключительно для сдачи в аренду (с запретом на продажу), в том числе безвозмездную и льготную, субъектам МСП и объектам «инфраструктуры поддержки». Именно эти «перечни» были в 2007-м году прописаны в «базовом» законе «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации».

Причем, регионы по собственной воле и разумению выбирали: включать ли государственное и муниципальное имущество в такие «перечни» или отдавать в хозяйственный оборот (с возможностью продажи). Понятно, что более быстрыми темпами росли фонды в «перечнях имущества», нежели те, которые можно было выкупить.

А стимулировать сразу надо было как раз продажу этого имущества, его вывод на рынок. Понятно, что власть (чиновники) выбирает то, что может приносить постоянный доход – нормальное рентоориентированное поведение. Продать (приватизировать) можно только один раз, а доить корову (бюджет и «малышей») – многократно. «Перечни имущества» для сдачи в аренду без права выкупа стали приносить «бонусы»: на поддержание объектов инфраструктуры можно было ежегодно получать бюджетные средства, размещать на этих объектах «свои» фирмы (на льготной основе) или чужие (тоже на льготной, но с откатами). Неудивительно, что в условиях наличия «потенциальной ренты», региональная и местная власть стремилась перевести ее в «реальную», чиня всяческие препятствия выкупу собственности малыми и средними компаниями.

Новыми изменениями предлагается предоставить право субъектам МСП, арендующим помещения из «перечней только для аренды», подать в заявление об их выкупе. Конечно, с оговорками про всевозможные «не менее пяти лет», но на безрыбье и рак щука.

Это ключевые положительные моменты закона.

Есть ещё множество непринципиальных мелких сюжетов. Есть и то, что может быть истолковано по меньшей мере двояко. Одна из самых «забойных» неоднозначных новаций – предстоящая отмена ограничений по размеру выкупаемой площади. Ранее регионы собственными законами устанавливали пороговые значения площадей для аренды. В большинстве субъектов РФ эта цифра не превышала (в среднем) 100 кв. метров. В крупных регионах величина составляла 300 квадратов. «Крупняк» такими размерами мог брезговать. Теперь, согласно поправкам, если ты малое и среднее предприятие, то хоть крупный приморский или прибалтийский порт в приоритетном порядке выкупай (если вдруг таковые «по случайности» у кого-то оказались в аренде).

Не берусь предположить, какие схемы выявит применение (внедрение) этой новации в российской практике и сколько «олигархических» малых предприятий вдруг может возникнуть «из миража, из ничего, из сумасбродства одного». И возможно, мы увидим малый бизнес, выкупающий по несколько тысяч метров, чтобы потом это пересдать в аренду другим МСП, у которых административного ресурса для выкупа не хватило.

Тем не менее перевод государственной и муниципальной собственности в частную, в рыночный оборот в любом случае в долгосрочной перспективе – большое благо.

В целом принятие законопроекта пойдет на пользу не только российскому малому бизнесу, но и локальным экономикам. Несмотря на все издержки и побочные эффекты, это как раз и есть то самое «умное регулирование», которое не связано с «распихиванием» денег по региональным бюджетам под громкие декларации о поддержке сектора. Чем больше малой и средней собственности (и собственников) появится в экономическом обороте/пространстве (а именно этому будут способствовать новации закона), тем диверсифицированнее станет российская экономика и тем крепче будет основа для ее развития.