текст
Олег КОНЮХОВ
В правительстве поспорили о роли конкуренции в развитии экономики
Программы развития, дорожные карты, разнообразные масштабные мероприятия – все, что должно привести российскую экономику к процветанию, наше правительство в последнее время разрабатывает в изобилии. А положительных результатов нет, как нет. Все принимаемые правительством меры почему-то демонстрируют свою неэффективность. И в итоге экономика России входит в стагнацию при цене нефти в 107 долларов за баррель.
И вот на прошлой неделе состоялось очередное заседание правительства, призванное в очередной раз составить план немедленного экономического прорыва. Новый глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что экономический рост в России ограничивает сокращение мировой торговли, "катастрофическое" снижение прибыли компаний, увеличение издержек на труд и повышение тарифов естественных монополий.
"Мы вступили в полосу долговременного снижения глобальных темпов экономического роста. Особенно это видно по такому важному показателю, как мировая торговля. Она в течение ряда лет была драйвером роста – двукратное, вообще кратное превышение темпов роста торговли над темпами общего роста. К сожалению, этот период закончился, происходит сближение, происходит сегрегация мирового рынка. Торговые войны, валютные войны и общее снижение потенциала торговли – это долговременный фактор", – разъяснил Улюкаев ситуацию.
Внутри России, по мнению министра, единственным стимулом для экономики пока является рост доходов населения. Но и это палка о двух концах, ведь речь идет не о реальных заработках, а о росте заработных плат бюджетников в рамках выполнения майских указов президента. А вот остальные показатели вызывают тревогу. Период восстановления российской экономики после кризиса, по официальному признанию, закончился больше года назад. Рост ВВП в первом полугодии 2013 года составил 1,7% по сравнению с показателями прошлого года. Безработица увеличивается последние три месяца, при этом падает загрузка производственных мощностей.
Однако на этом министр не остановился, назвав среди факторов, ограничивающих экономический рост, снижение конкурентоспособности отечественного бизнеса, резкое снижение прибыли компаний в этом году (более чем на четверть), рост реального эффективного курса рубля, увеличение доли в ВВП издержек компаний, связанных с повышением тарифов естественных монополий и издержек на труд. Казалось бы, после такого анализа правительство должно честно признать свою несостоятельность и уйти в отставку. Но этого не произошло.
Между тем независимые эксперты утверждают, что глава Минэкономразвития привел далеко не полный список причин плачевного состояния российской экономики, выбросив из него ряд факторов, целиком лежащих на совести властей, в первую очередь, самого кабинета министров. Первой из причин называют проблемы делового климата.
Как говорит по этому поводу председатель Всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков, государство со своей безумной политикой в отношении малого и среднего бизнеса зашло в абсолютный тупик: предпринимателей из свободных граждан превратили в крепостных. "Если мы по-настоящему хотим привлечения инвестиций в экономику страны (неважно, каких: иностранных или российских), нужны не какие-то спецмеры и условия для иностранцев, а наличие реальных гарантий прав собственности для всех, – утверждает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. – Формирование и развитие правовых и экономических институтов тоже для всех. Это снижение административно-контрольной нагрузки на экономику в целом, ликвидация практики избирательного правоприменения, устранение или хотя бы значительное снижение из бюрократического и экономического оборотов коррупции".
Увы, ничего этого не делается. А потому вслед за плохим деловым климатом идет длинный список причин экономических проблем страны, составленный экспертами вслед докладу Улюкаева. Тут и несовершенство судебной системы, и чрезмерное присутствие государства в экономике, и раздутый бюджетный сектор, и резкое сокращение малого бизнеса. И когда глава Минэкономразвития утверждает, что улучшить ситуацию помогут инфраструктурные проекты, поддержка малого и среднего бизнеса, открытие доступа к закупкам госкомпаний и налоговые льготы для инвесторов, это вызывает у экспертов лишь скептические улыбки.
Так, Минэкономразвития предлагает обеспечить финансовую поддержку бизнеса путем создания федерального гарантийного фонда. Между прочим, в стране уже существует система региональных фондов для малого бизнеса. Зачем нужна еще одна новая структура, которая будет "подъедать" бюджетные средства? Вспомним, что инфраструктурные проекты у нас завершаются распилом выделяемых на них бюджетных средств. А помощь малому бизнесу выливается в закачивание денег в фирмы, аффилированные с представителями госаппарата. Про налоговые льготы для инвесторов можно просто не говорить.
Еще одна мера, предложенная Улюкаевым, – использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для поддержки бизнеса. Это будет означать, что через какое-то время на законном основании вычерпают и ФНБ.
Эксперты считают, что предложенные министром меры могут обеспечить разве что краткосрочный рост экономики. Однако и для выполнения такой программы необходимо главное условие – единство правительственной команды. А заседание правительства четко продемонстрировало, что об этом не идет и речи.
Вот глава ФАС Игорь Артемьев, передавая настроения, царящие в предпринимательской среде, говорит: "Уровень развития конкуренции за последний год снизился". Причина – огосударствление экономики, административные барьеры и административный ресурс. Его поддерживает премьер Дмитрий Медведев: "В значительной мере министерства не заинтересованы в том, чтобы развивать конкуренцию. Очень часто в проведении конкурентных мер не заинтересованы сами руководители отрасли, компаний".
С этим согласен и первый вице-премьер Игорь Шувалов, возглавляющий правительственную комиссию по развитию конкуренции: "Никакие серьезные постоянные меры воздействия на конкурентную среду министерствами не выполняются".
Но тут же следует выступление другого вице-премьера – Аркадия Дворковича, предложившего ограничить полномочия Федеральной антимонопольной службы и обязать ее согласовывать свои решения с другими министерствами и ведомствами. "По ряду направлений у Федеральной антимонопольной службы есть полномочия принимать решения самостоятельно, даже без консультаций с какими-либо еще министерствами. Оценка регулирующего воздействия тоже полноценно на решения антимонопольной службы не проводится, и это также иногда ведет к тяжелым последствиям. Я поддержал бы здесь максимальное внедрение комиссионного способа принятия решений по антимонопольному конкурентному регулированию на комиссионной основе, на основе согласования, а не только самостоятельных решений ФАС", – заявил Дворкович.
Как можно заставлять ведомство, борющееся с монополизмом, ставить свои решения в зависимость от мнения самих монополистов – загадка. Но вице-премьера это не смущает. Он считает, что, во-первых, развитию конкуренции мешает как раз отсутствие взаимопонимания между министерствами и антимонопольной службой, а во-вторых, что конкуренция вообще не является "лекарством" для экономики. Дворкович даже предложил создать вторую ФАС – пусть, мол, конкурируют между собой...
Итог заседания правительства был вполне предсказуем: принят очередной план повышения темпов роста российской экономики. Но спор Аркадия Дворковича с Игорем Артемьевым на этом не закончился: Экспертный совет при правительстве раскритиковал доклад ФАС о конкуренции, ссылаясь на то, что в нем "отсутствует аналитическое сопровождение и оценка принятых мер".