Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В американцах проснулся предпринимательский дух. Интернет-журнал "Деловая среда"

Илья Носырев

Юлия Хомченко



А в России наблюдается аномально низкая предпринимательская активность

Очередной отчет по США, опубликованный в рамках Global Entrepreneurship Monitor (GEM) — исследования, анализирующего отношение народов мира к предпринимательству, преподнес сюрприз: доля американцев, готовых открыть собственное дело, оказалась самой высокой за 14 лет.

В США, как и во многих развитых странах, этот показатель неуклонно падал с начала 2000-х, а рецессия, казалось бы, окончательно подорвала предпринимательскую активность: в 2008 году лишь 8,3% американцев выражали готовность открыть свое дело. Сейчас, как выяснилось, их уже 12,5%, и это самый высокий результат с 1999 года. Еще месяц тому назад американские СМИ, опиравшиеся на старые статданные, с прискорбием писали, что народ США утратил предпринимательский дух. Теперь ситуация видится в куда более радужном свете. Причины возрождения бизнес-активности усматривают как в начавшемся росте экономики , так и в переменах менталитета американцев.

Перемены эти происходят не в последнюю очередь благодаря новым волнам иммигрантов (преимущественно из Юго-Восточной Азии), готовых рисковать и трудиться не покладая рук на своей новой родине. Авторы отчета GEM отмечают, что именно иммигранты в первом поколении обеспечивают нынешний взлет бизнес-активности. Любопытно, что статистика отражает даже патриархальные традиции иммигрантов: впервые за несколько лет соотношение между открывающими свой бизнес мужчинами и женщинами оказалось сильно в пользу первых — 10 к 7.

Индекс предпринимательской пассивности

В отличие от американского, российский бизнес по-прежнему дремлет. Такой вывод содержится в докладе «Что происходит с малым бизнесом и вокруг него», представленном этим летом экономистами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Как показали статистические выкладки, в 2012 году доля занятых в малом бизнесе среди трудоспособного населения России уменьшилась до 6,4%, сократившись по сравнению с 2011-м на один процентный пункт. «Россияне не рассматривают для себя предпринимательство как жизненный выбор»,— заявил «Деловой среде» один из авторов доклада, президент НИСИПП Александр Чепуренко.

В большинстве субъектов РФ уровень предпринимательской активности населения «аномально низкий», отмечают авторы исследования. Своего «дна» он достиг в Тверской и Ярославской областях, где доля занятых в собственном бизнесе составляет меньше 1% трудоспособного населения. Высокий уровень деловой активности наблюдается в Москве — 6%, Якутии — 10% и Дагестане — 11%. В столице инициативность жителей вполне понятна: высокое качество образования и доходы населения мегаполиса позволяют начать бизнес без обращения к внешним источникам финансирования. В Якутии высокий показатель связан с большим количеством охотников и кустарных ремесленников, которые идентифицируют себя как предприниматели. Что же касается Дагестана, то это, по мнению Александра Чепуренко, «классический пример вынужденной предпринимательской активности». На развитие малого бизнеса в республике влияют наличие традиционно больших семей и отсутствие работы. «Там сложилось несколько предпринимательских кластеров, которые обслуживают почти весь Северный Кавказ — например, шьют обувь. Также развиты заводики по производству стройматериалов»,— объясняет Александр Чепуренко.

Глотком свежего воздуха в затхлой бизнес-атмосфере страны выглядят результаты Калужской области, где уровень предпринимательской активности составляет 4%. В последние годы здесь развиваются кластеры, обслуживающие крупные автосборочные производства.

Задушили поддержкой

Примечательно, что в отличие от США предпринимательская активность снижается в России лишь на протяжении двух последних лет. До этого она росла начиная с 2008 года, когда составляла лишь 4,6%. Основная причина падения интереса россиян к открытию собственного дела  — государственная политика, к такому выводу приходят авторы доклада. На протяжении нескольких последних лет принимаемые на федеральном уровне меры начиная с «дробления» ЕСН на несколько взносов и увеличения размера их общей ставки, запрета на продажу пива и сигарет, резкого роста ставок страховых взносов и заканчивая введением обязательного бухучета для «упрощенцев» делают невыносимыми условия для развития малого бизнеса. «Увеличение аренды, фискальной нагрузки и повышение акцизных сборов сводят на нет субсидии, строительство технопарков, бизнес-инкубаторов»,— полагают в НИУ ВШЭ.

Действующая в России фискальная система, считает московский предприниматель Денис Волков, препятствует развитию инновационных предприятий. «В инновационной компании 90% затрат идет на зарплату сотрудников. Поэтому половина российского IT-бизнеса перебралась в Черногорию, на Кипр и в другие офшорные зоны. Никто не хочет отдавать 60% своих инвестиций государству, которое пустит деньги на программы поддержки малого бизнеса, этому бизнесу ненужные, и дотации сырьевым компаниям»,— утверждает Волков.

По словам директора центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона, лучшей политикой поддержки малого бизнеса было бы просто не мешать. «У тех, кто идет в бизнес, врожденное чувство риска и жажда деятельности. Им нужно дать реализоваться. А значительный смысл построения программ содействия предприятиям заключается в распиле и упрочении власти отдельных лиц»,— объясняет эксперт.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости