Национального института
системных исследований
проблем предпринимательства (НИСИПП)
Читая наши СМИ, порой не сразу поймёшь, о чём идёт речь (даже если есть какое-никакое представление об объекте и предмете «анализа») и где зёрна, а где – плевела.
Выступление Ирины Россиус, пресс-секретаря министра по чрезвычайным ситуациям, вызвало целый шквал публикаций, «пересказывающих» планы МЧС предоставить предприятиям малого и среднего бизнеса пятилетние «каникулы» от «пожарных/противопожарных проверок». Когда безо всяких пояснений сразу после слов о «каникулах» в правительственной газете приводятся такие слова представителя МЧС как: «Указанные решения позволят существенным образом сократить количество проверок в отношении объектов малого и среднего бизнеса. Предварительная оценка показывает, что количество проверок снизится в среднем в 2 – 3 раза[1]» — даже невнимательный читатель может оказаться в ступоре. Ибо неясно, идёт ли речь о «каникулах», понимаемых как «полное их [МСП] освобождение от проверок в течение пяти лет», или всё-таки о двух-трёхразовом сокращении их числа (сразу вспоминается мартовское заявление замминистра МЧС Владимира Артамонова: «Мы планируем сократить количество проверок в отношении малого и среднего бизнеса в 10 раз[2]»).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет надзорные полномочия в ряде сфер, включая надзор (а) за обязательными требованиями пожарной безопасности и (б) требованиями в области гражданской обороны.
Так вот, когда речь шла о «каникулах» для МСП, имелся в виду надзор/контроль за пожарной безопасностью; а когда о сокращении количества проверок в 2 – 3 раза — надзор в области гражданской обороны. Это разные виды надзора, хотя оба и попадают под действие закона с устоявшимся сленговым названием «О проверках[3]» (правда, пожарный надзор – частично, с особенностями, например, по предмету, основаниям, срокам и периодичности проверок, устанавливаемым в «отраслевом» законе). Инициатива МЧС предполагает перенос контрольно-надзорной «нагрузки» министерства с МСП на органы власти, «особо важные и режимные организации», «объекты культурного наследия», «крупные опасные производственные предприятия».
МЧС всегда являлось и продолжает являться лидером по количеству проверок экономических агентов среди всех остальных федеральных органов власти (по данным Минэкономразвития, в 2012 году проведено свыше 650 тысяч проверок, годом ранее – 672 тысячи). Нынешние заявления, конечно, вызывают определенный скепсис (кто, например, замерял, «снизилось ли в 10 раз» J с марта с.г. количество проверок МСП, или несостоявшееся «десятикратное снижение» решили разом «перекрыть» повышенным обязательством полного отказа от них), тем более, что от внеплановых проверок (по жалобам граждан) без серьёзных корректировок действующего законодательства отказаться будет невозможно (захочет ли МЧС быть движком таких изменений?). Однако совсем отрицать пусть и не столь значительные, но все-таки изменения в снижении контрольной нагрузки со стороны центрального аппарата ведомства на бизнес-сообщество в целом было бы несправедливым.
Ещё несколько лет назад бизнес волком выл от проверок «пожарников», стригущих административную ренту, а госпожнадзор занимал первые места в рейтингах (антирейтингах), составляемых различными исследовательскими организациями по итогам опросов малых предпринимателей, как самый «тяжелый» из проверяющих госорганов. Сегодня негатив у предпринимателей по отношению к этому виду надзора ослаб (по крайней мере перестал быть всеобъемлющим), а на «первые места» рейтингов (антирейтингов) вышли налоговики и иные контролёры.
Собака же может оказаться зарытой в другом: функции по проведению контроля за пожарной безопасностью на предприятиях МСП предполагается передать этажом ниже, в регионы. И тогда круг опять может замкнуться. В каких-то регионах малому бизнесу мало не покажется, региональная элита может оказаться не менее, а то и более жадной до административной ренты, чем федеральная. Ведь сектор МСП, несмотря ни на что, для проверяющих любого рода всегда был весьма доходным объектом…
[1] http://www.rg.ru/2013/10/26/proverki-site.html
[2] http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130327204842.shtml
[3] Полное официальное название закона: «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».