В рамках реализации проекта «Исследование текущего состояния предпринимательской среды в условиях ресурсных особенностей мегаполиса Москва и выявление ключевых факторов влияния на конкурентоспособность субъектов МСП, обеспечивающих успешное развитие бизнеса на ближайшую и среднесрочную перспективу», Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (АНО «НИСИПП») по заказу и совместно с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы (ДНПиП) провели отраслевой круглый стол на тему «Факторы предпринимательской среды города Москвы, влияющие на конкурентоспособность субъектов МСП в сегменте торговли транспортными средствами».
Исследование выполняется в три этапа. По словам Филиппа Данько, эксперта АНО «НИСИПП», первый уровень является теоретическим: «В самом начале мы анализируем российский и зарубежный опыт исследования предпринимательской среды путем сопоставления 16 различных научных методик. Определив и сформировав исчерпывающий перечень внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность МСП, мы можем преступить к выявлению ресурсных особенностей российской столицы и разработать свой собственный метод исследования текущего состояния московского бизнеса с оглядкой на особенности конкретного города».
На втором этапе, которому и была приурочена дискуссия, обозначается степень воздействия факторов влияющих на точки роста. Ранжирование и определение степени влияния внешних факторов на субъекты МСП возможно лишь после отбора компаний, в которых происходит рост качественных показателей деятельности. Поэтому первоначально необходимо оценить насколько успешно развиваются эти субъекты.
«Участникам встречи нужно не только выявить факторы, оказывающие влияние на развитие бизнеса, но и определить степень их воздействия. Именно для этого мы пригласили к диалогу представителей СМИ, предпринимателей, политиков и юристов», - рассказывает Ярослава Андрианова, эксперт АНО «НИСИПП».
В заседании приняли участие как научные сотрудники АНО «НИСИПП» и журналисты, так и работники страхового бизнеса, дилерских предприятий и транспортных компаний. Кроме того, исследование заинтересовало представителей государственной власти, общественных организаций, а также других отраслевых и независимых экспертов, являющихся специалистами в сегменте торговли транспортными средствами в сфере малого и среднего бизнеса (МСП).
На третьем, завершающем этапе, экспертное сообщество должно выработать и утвердить методические рекомендации в совокупности с планом мероприятий, обеспечивающих успешное развитие бизнеса на ближайшую и среднесрочную перспективу, к программе города по развитию предпринимательской среды в период 2013-2016 гг.
Во время заседания в первую очередь были выявлены сегменты, характеризующиеся высокими темпами роста по всем показателям с 2009 по 2012 гг. В исследовании приняли участие более 10 000 различных компаний, чьи средние темпы роста были рассчитаны по выручке, прибыли, оборотным активам и капиталорезервам. Показатели сопоставлялись со «средними», и если превышали номинальный уровень, то специалисты рассматривали их как точку роста.
«При расчетах мы отсекли крупный бизнес, то есть те компании, выручка которых превышает 1 миллиард рублей. Всего же было выделено 23 сегмента в производстве, 5 в строительстве и 3 в торговле. Для тех отраслей, где определялись точки роста, мы проводили похожие круглые столы. Что касается субъектов МСП в сегменте «Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт» были выявлены две точки роста», - комментирует Анна Никитченко руководитель проектов АНО «НИСИПП».
Всего же были исследованы более тысячи компаний, относящихся к различным подсегментам торговли автотранспортными средствами. Из них 216 компаний задействованы в торговле автотранспортными средствами, 226 предприятий занимаются техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, 297 продают автомобильные детали, узлы и принадлежности и 301 компания в розницу реализует моторное масло.
По мнению экспертов АНО «НИСИПП», в отдельных сегментах были определены темпы роста, по всем видам деятельности значительно превышающие среднерыночные. Выручка превышает средний показатель до 21%, чистая прибыль – до 10%, основные средства – до 13%, оборотные активы – до 72%, а капитал и резервы – до 38%.
После презентации Андрей Петренко, президент Ассоциации российские автомобильные дилеры, заявил, что оглашенные цифры являются слишком оптимистичными, поскольку успешный бизнес в первую очередь базируется не на выручке, а на прибыли, которая из года в год неуклонно снижается. «Чистый оборот, взятый за основу исследования, не волнует никого кроме налоговиков. Как только у предприятия начинает расти выручка, так сразу же на пороге появляются чиновники с требованием заплатить 5 миллионов рублей за очередную проверку. В ответ на отказ платить, предпринимателю угрожают «найти нарушения» на 10-15 миллионов. Кто-то судится, кто-то платит, а кто-то просто отказывается от роста и развития», - уверяет эксперт.
Его поддерживает Антон Редько, генеральный директор ООО «КомТранс – СТОЛИЦА»: «2013 год - это кризисный 2009, но только хуже. Если в сентябре 2012 года мы реализовали 49 единиц магистральной, самосвальной и прочей техники, и рост наблюдался стабильный за счет увеличения транспортных парков крупных компаний, то в сентябре нынешнего было продано всего 2 машины. Коллектив тот же, руководство не менялось, рекламная маркетинговая и пиар стратегии прежние, а продаж попросту не стало».
В связи с этим Филипп Данько предложил вынести на обсуждение основной вопрос, касающийся определения и оценки факторов, влияющих на развитие предпринимательства. Согласно данным исследования, эти факторы можно разделить на законодательные (налогообложение, мероприятия государственной поддержки, административный климат и коррупция, нормативная правовая база) и рыночные (инфраструктура, трудовые ресурсы, финансы, социальная напряженность, доступ к товарам и услугам, недвижимость и информационно-аналитическое развитие отрасли).
Все присутствующие согласились, что на развитие автомобильного бизнеса существенно влияет 40% утилизационный сбор, который даже по меркам развитых стран считается космическим. По сведениям Антона Редько, за разбор грузового автомобиля в зависимости от тоннажа взимается плата в размере от 5,5 до 35 тысяч евро при реальной стоимости этой услуги в 150-170 евро.
«Утилизационный сбор это законодательная форма противодействия вступлению в ВТО. Транспортники ждали снижения пошлин до 15% на 5-летние машины, в которых сегодня остро нуждается российский бизнес, не желающий покупать российские КамАЗы. И когда это произошло, всего за неделю мы с коллегами ввезли в страну около 5 000 единиц спецтехники. Через 7 дней грянул утилизационный налог, и нам предложили заплатить за каждый автомобиль стоимостью от 2 миллионов рублей по 800 тысяч - 1 миллион 400 тысяч рублей за единицу», - рассказал Антон Редько.
Предприниматели не только не знают, куда ушли 8 миллиардов, заработанных на налоге к январю 2013 года, но и существуют ли вообще специальные перерабатывающие полигоны. Андрей Петренко иронично отметил, что есть «специальный счет» в казначействе, о котором ему сообщили в министерских кулуарах.
Причиной же роста автомобилизации Москвы в 09-12 гг., по мнению экспертов, является отложенный во время кризиса спрос. Кроме того, на покупательскую способность населения давят высокая концентрация жителей и более высокие зарплаты. Андрей Петренко считает, что это «мнимая благодать»: «В столице продается 30% всего легкового и 27,5% грузового транспорта страны. Теперь представьте себе, какой здесь уровень концентрации конкурентов. Из-за этого большинство крупных дилерских холдингов выходят в регионы, а мелкие убегают туда навсегда».
Существенный вклад в рост рынка также привносит недостаточный уровень автомобилизации: 400 автомобилей на тысячу жителей, в то время как в Европе эта отметка колеблется на уроне 530/1 000. Эксперты уверены, что как только будет достигнута европейская планка автомобилизации, рынок прекратит всякий рост, а продажи будут зависеть лишь от замещения старого транспорта новым. Несмотря на многокилометровые пробки, транспортная загруженность города не может повлиять на увеличивающийся спрос, а лишь видоизменяет структуру продаж, например, большие внедорожники заменяются паркетниками и т.п.
По мнению Антона Редько, отрицательное влияние на спрос также оказала отмена программы льготного кредитования: «Рынок рос за счет АвтоВАЗа, чьи продажи подскочили на 40%, в то время как у остальных участников - всего на 5%. На самом деле к бизнесу это никакого отношения не имеет».
Не менее острый вопрос на тему влияния количества автоугонов на покупательский спрос подняла Анна Никитченко. По данным АНО «НИСИПП» количество угонов в Москве продолжает расти. Если в 2010 году было зарегистрировано 10 000 преступлений подобного рода, то в 2011 – 10 800, а за 9 месяцев 2012 года – 13 500. Андрей Петренко не видит ничего страшного в этой статистике и сомневается, что угоны как-то влияют на желание людей купить автомобиль: «Рынок постепенно развивается, автомобилизация растет, и количество угонов увеличивается пропорционально. Еще вчера Porsche Cayenne было невозможно увидеть на открытой стоянке, а сегодня они стоят на каждом углу».
«Если авторынок еще как-то удерживается на плаву, то рынок автокредитования испытывает серьезные трудности, у людей попросту нет денег. На новую машину москвичи пока готовы тратиться, а на КАСКО стараются сэкономить. В бюджетном сегменте, отечественных иномарок B-класса, количество заключенных сделок упало в разы. Страхуют автомобили лишь те, кто покупает машину в кредит, поскольку эту услугу им навязывает банк. Кроме того, на рынке появилось огромное количество посредников и мошенников, предлагающих свои услуги дилерским клиентам. Вина за это целиком лежит на самих дилерах, которые не смогли уберечь свои клиентские базы от посягательства», - рассказала Анна Торская, специалист отдела по пролонгации договоров страхования ООО «У Сервис + Финанс».
Под конец встречи эксперты пришли к выводу, что основными факторами воздействия на развитие автобизнеса в столице являются финансовый ресурс, нормативно-правовая база и инфраструктура. Однако главнейшей проблемой остается столичное налогообложение, которое противоречит федеральным законам. Владелец сервиса в столице обязан выплачивать в казну города такие налоги, которых за МКАДом нигде не встретить. Не меньшее раздражение у бизнес-сообщества вызывают постоянно увеличивающаяся задним числом стоимость аренды земли.
«Малому и среднему бизнесу закрыт доступ к деньгам банков и финансовым ресурсам. У малого бизнеса нечего заложить. Это же абсурд брать кредит под 17%, когда в Европе их стоимость кредитов в три раза ниже. Бизнес в Москве нерентабельный, некомфортный. Наши же коллеги из Казани кредитуются под 8%. Чтобы бизнес приносил деньги, с ним должна работать власть, уважать предпринимателей и их сотрудников, а не присылать налоговиков, чтобы «доить» людей. Иначе бизнес развернется и пойдет в 90-е», - резюмирует Андрей Петренко.
«Существует такой фонд содействия малому бизнесу. Так вот 15 миллионов рублей фонда стоят 700 тысяч рублей. Но хитрость не в этом. Сбербанк обеспечивает половину расходов этой организации. Поэтому когда я беру там кредит на 15 миллионов, мне нужно заложить своей техники на 10 миллионов. Я выставляю на оценку новые грузовики Volvo стоимостью по 4 миллиона за штуку, а «специалисты» Сбербанка оценивают их мне по 2 миллиона. Это просто смешно!» - завершил свое выступление Антон Редько.
«Нам нужно учить людей предпринимательству. Во Франции будущий предприниматель должен 3 месяца учиться в специальном колледже, после чего в течение еще 3 месяцев он делает проект совместно с Фондом помощи малому бизнесу. Если проект успешен, то под гарантии этой организации банк даст будущему предпринимателю кредит. А у нас купил патент за 900 рублей, и сразу же стал «бизнесменом», после чего за ним бегает налоговая, а он и не знает об этом», - подытожили эксперты.
Замечания и предложения, высказанные в процессе проведения круглого стола, оказали значимое содействие в разработке рекомендаций для программы «Развития малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.» и программного мероприятия «Формирование благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности». По словам сотрудников АНО «НИСИПП», рекомендации экспертов также позволят учесть позиции всех заинтересованных групп интересов. Участники круглого стола будут продолжать сотрудничество в качестве экспертов в дальнейших фокус-группах и круглых столах.