Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Разработан проект Стандарта по развитию конкуренции в российских регионах

В конце октября в Москве состоялась конференция, посвященная антимонопольному регулированию в России. Среди ключевых тем - Стандарт развития конкуренции в регионах, который разрабатывается Агентством стратегических инициатив в соответствии с пунктом 2 «Внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2579-р).

Модератором дискуссии выступил директор по развитию приоритетных программ Агентства стратегических инициатив Александр Пироженко.

В обсуждении приняли участие: профессор, заместитель директора Сибирского института управления РАНХиГС Ирина Князева, помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы Михаил Федоренко, начальник управления контроля органов власти Федеральной антимонопольной службы Владимир Мишеловин, заместитель министра экономики Республики Татарстан Артём Здунов, министр конкурентной политики Калужской области Николай Владимиров, заместитель губернатора Вологодской области Алексей Кожевников, министр экономики и планирования Ульяновской области Олег Асмус, старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков и вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шеховцов.

В ходе дискуссии участники обсудили 7 требований Стандарта по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации и принципы работы участников этого процесса.

Требования Стандарта

1. Рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренции на заседаниях общественного коллегиального органа при высшем должностном лице субъекта РФ.

В основе - Совет по улучшению инвестиционного климата, созданный из представителей делового сообщества в соответствии с требованиями Регионального инвестиционного стандарта. Осуществляет взаимодействие, рассмотрение проекта дорожной карты, правовых актов и результатов их исполнения.

2. Определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионе.

Определяется из числа действующих органов исполнительной власти.
  • определяет государственную политику в области развития конкуренции.
  • определяет приоритетные рынки на основе предложенного общественностью.
  • проводит мониторинг конкурентной среды.
3. Утверждение перечня приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации.

Формируются на основе:
  • общественного мнения и опросов предпринимателей и потребителей
  • информации территориальных отделений ФАС России
  • инвестиционных приоритетов и приоритетов социально-экономического развития
4. Разработка плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в регионе. Рекомендации для субъектов Российской Федерации по перечню важнейших мероприятий – системных и отраслевых (социально-значимые рынки).

Мероприятия Дорожной карты должны обеспечить достижение целевых показателей развития конкуренции в субъекте Российской Федерации. Показатели верхнего уровня:
  • «Уровень удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг»
  • «Уровень удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности качеством конкурентной среды».
5. Проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды региона.

Ежегодно проводится мониторинг:
  • удовлетворенности предпринимателей качеством конкурентной среды
  • удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг деятельности естественных монополий локального и регионального уровня
На основе мониторинга готовится доклад «Состояние и развитие конкурентной среды субъекта РФ».

6. Обеспечение контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

Реализация мероприятий по защите прав потребителей, разработанных в рамках Открытого правительства

7. Повышение уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе.


Комментарии участников дискуссии

Артём Здунов: «Если стандарт по конкуренции будет реализовывать по тем же принципам, что и региональный инвестиционный стандарт, то этот опыт будет успешным.

У нас в рамках реализации инвестстандарта уже созданы институты, и эти институты надо использовать. Республика Татарстан хотела бы войти в число пилотных регионов по внедрению стандарта по конкуренции».


Олег Асмус поделился опытом работы Ульяновской области по разработке комплекса мероприятий для повышения уровня защиты прав потребителей: «В отличие от регионального инвестиционного стандарта, в нашем стандарте упор делается на работу с федеральными структурами, такими как ФТС, Роспотребнадзор, УФАС. Документ содержит 10 пунктов и я, наверное, назову 3 ключевые: внедрение оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, затрагивающих государственное регулирование инвестиционной деятельности; публичное обсуждение целесообразности и обоснованности плана государственных и муниципальных закупок; стимулирование и развитие внешнеэкономической деятельности».


Алексей Кожевников отметил, что «в нынешней ситуации с ВТО, когда рынки все открыты, глубина и острота конкуренции должна регулироваться государством в рамках действующего законодательства».





Владимир Мишеловин обратил внимание на необходимость системного подхода: «Органы власти должны заниматься не только планированием и организацией работы по созданию условий для развития конкуренции, но они должны быть и мотивированны для достижения результата. Со следующего года ФАС начнет собирать библиотеку про-конкурентных и анти-конкурентных действий органов власти, и она будет непременным приложением к данному стандарту».


Михаил Федоренко: «На моем опыте впервые к Стандарту приложен документ, в котором прописан KPI, и это фундаментальный шаг вперед. И по результатам мониторинга должен быть составлен рейтинг регионов».




Александр Пироженко, подводя итоги мероприятия, отметил ключевые принципы в работе по внедрению стандарта развития конкуренции в регионах: ориентация на потребителя, мотивация органов исполнительной власти, оценка хороших и плохих практик работы региональных властей, рейтинг регионов для сравнения и улучшения мер по содействию развитию конкуренции и система KPI.

«Менеджмент и вопросы «Кто?» и «Как?» будет это все внедрять, я считаю ключевыми в данном проекте»,- заявил директор по развитию приоритетных программ Агентства стратегических инициатив.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости