Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малого бизнеса много не бывает. "Биржа" - сайт нижегородских предпринимателей

Автор: Александр Суханов
Выдержат ли наши предприниматели натиск западных

По уровню развития малого бизнеса Нижний Новгород занимает 11-е место в России, а по степени благоприятных условий для ведения бизнеса вошел в десятку лучших регионов России. И журнал РБK, и журнал Forbes отмечают высокую конкурентоспособность нашей территории. Да мы и сами это чувствуем по вниманию к региону потенциальных инвесторов. Но с приходом ВТО наш рынок распахнул двери не только инвесторам, но и конкурентам. По оценкам экспертов, иностранные компании со второй половины 2013 года начали более активно осваивать российский рынок. Выдержим натиск?

Система ВТО, с одной стороны, повышает степень угроз для местных предпринимателей за счет наплыва дешевого массового товара и трудностей вхождения в крупные торговые сети. А с другой стороны, именно система ВТО открывает новые, в том числе экспортные, возможности для тех предприятий, которые специализируются на выпуске продукции с высокой степенью переработки или высокотехнологичной продукции. Перспектива роста этого сегмента связана с тем, что большинство тарифных уступок со стороны ВТО предоставляется именно перечисленным товарным группам. Оптимистичен прогноз и для предприятий торговли, доля которых в малом бизнесе достаточно высока. Снижение уровня таможенных пошлин ведет к ощутимому снижению цен на импортные товары, а это означает возможность получения дополнительных прибылей, в том числе за счет роста спроса на продукцию иностранных производителей. Впрочем, эти выгоды не коснутся предприятий, торгующих товарами отечественного производства, которым могут грозить ощутимые убытки.

Как это ни парадоксально, но перспектива роста есть и у наших сельхозпроизводителей.

В феврале 2013 года на XXIV съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов России было отмечено, что в стране насчитывается 192 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 84 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые производят 8,5%, а вместе с владельцами личных подсобных хозяйств — более 50% от общего объема сельскохозяйственной продукции, производимой всеми категориями хозяйств.

В условиях вступления России в ВТО конкурентоспособность агропромышленного комплекса области может быть достигнута за счет совершенствования системы сбыта, продвижения товарных брендов товаропроизводителей, использования местной логистики и региональных преимуществ, а главное — за счет возрастающего спроса на высококачественную и экологически чистую сельхозпродукцию.

Поэтому для малого бизнеса наличие хорошо раскрученного местного рынка и бренда территории — первейшее стимулирующее условие развития сельхозпроизводства.

Оптимальными формами развития рынков сбыта продукции малых форм хозяйствования на селе становится сочетание розничной рыночной торговли сельскохозяйственной продукцией и проведения праздничных и сезонных ярмарок на соседних городских территориях. Они должны стать регулярными, желанными и привычными для горожан. Тут мы никаким «европам» уступать не должны. Надо стать просто расторопнее.

К слову, о Европе. По словам начальника управления поддержки и развития предпринимательства министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Дениса Румянцева, в регионе на сегодняшний день в малом предпринимательстве занято 35% трудоспособного населения, а в Европе — 50–60%. Отстаем, но не безнадежно.

Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте выросла по сравнению с 2005 годом вдвое и достигла 15,4%.

Развитие малого и среднего предпринимательства отличается от региона к региону, но имеет общие закономерности: сегодня малый и средний бизнес уверенно занимает свою долю на промышленном рынке и претендует на то, чтобы его мнение было учтено при выработке стратегий развития.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), на каждые 100 000 жителей России в среднем приходится 12 малых и средних предприятий — юридических лиц и 20 индивидуальных предпринимателей. 

Основное количество малых и средних предприятий ведут деятельность в сфере ремонта, оптовой и розничной торговли (38%), операций с недвижимостью (21%), строительства, а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (по 11%). 

Малое предпринимательство в России еще не заполняет потребительские ниши на многие предметы первой необходимости, которые вынужденно заменяются товарами иностранного производства. Поэтому малый бизнес в РФ нуждается в объединении своих усилий для решения хозяйственных задач.

Общие трудности разобщенных товаропроизводителей в РФ известны — недостаток основного и оборотного капитала, производственных и складских помещений, невозможность приобретения недорогого оборудования, отсутствие рыночной инфраструктуры, устойчивых связей с поставщиками сырья и материалов, доступных кредитов и др.

И только кооперация в том или ином виде поможет малому бизнесу стать на один уровень с более крупными хозяйственными единицами. А ведь в этом и заключается суть массового развития кооперативного движения в рыночных экономиках. Присоединение России к ВТО неизбежно будет стимулировать процесс кооперации, а значит и рост самосознания и организованности малого бизнеса. Никто за него его интересы лоббировать не будет. Это понимание наконец-то начинает овладевать массами.

35% трудоспособного населения Нижегородской области занято в малом предпринимательстве

50–60% населения занято предпринимательством в Европе

В 2 раза — до 15,4% в валовом региональном продукте выросла доля малого и среднего бизнеса с 2005 года.

На 100 тысяч жителей России в среднем приходится 12 малых и средних предпринимателей и 20 ИП