Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Медведев вводит четвертину для госкорпораций. "РБК daily"

Малому и среднему бизнесу (МСБ) расширили доступ к закупкам госкомпаний. Теперь члены наблюдательных советов госкорпораций обязаны привлекать для аудита закупок «малышей» и следить за эффективным привлечением их в систему торгов. От количества контрактов с малым бизнесом будет зависеть KPI менеджеров госкомпаний-заказчиков. Недовольны ни сотрудники госкорпораций, ни малый бизнес.

Четверть закупок

Премьер-министр Дмитрий Медведев в конце октября утвердил список директив (есть в распоряжении РБК daily) для представителей интересов РФ в советах директоров госкомпаний-заказчиков, подпадающих под 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Новые правила разработаны Минэкономразвития и вводятся для любых физлиц — госслужащих и иностранных специалистов, — представляющих интересы страны в наблюдательных советах открытых акционерных обществ с долей государства более 50%.

Согласно документу теперь «представители интересов» должны голосовать за привлечение представителей общественных организаций малого и среднего бизнеса в совещательные советы, отвечающие за аудит эффективности закупок, обеспечение контроля по доступу заказчиков к продукции малого и среднего бизнеса. Дается «малышам» и право выбора по выплате залога за обеспечение заявки конкурса — между банковской гарантией и денежным обеспечением.

А вот ответственность госкомпаний ужесточается. Теперь заказчики должны будут вернуть залог участникам закупок (малые и средние предприятия) за обеспечение заявки не более чем за неделю, успеть подписать договор с победителем конкурса за 20 дней, а также оплатить работу подрядчика в десятидневный срок после подписания всех «закрывающих» документов.

Более того, свой голос «представители интересов» в государственных ОАО должны отдавать и за разработку и введение обязательного критерия эффективности работы менеджеров госкомпаний — по доле закупок у малого и среднего бизнеса (в том числе инновационных товаров). К 2018 году его доля в структуре закупок госкомпаний должна составить не менее 25%, а доля прямых закупок у средних и малых компаний без посредников должна увеличиться с 2 до 10% (такие ориентиры заложены в «дорожной карте» АСИ по расширению доступа МСБ к госзакупкам).

Полезная директива

До сих пор в 223-ФЗ не было прописано правил работы с малым бизнесом. Директивы — дополнительные обязанности для госкомпаний, и не самые лучшие и удобные, считает коммерческий директор центра электронных торгов B2B-Center Андрей Бойко. «Закупки многих компаний в основном комплексные, и отдать часть комплексного заказа малому и среднему бизнесу — это потеря скидок за объем, увеличение затрат на контроль и, возможно, потеря в качестве», — говорит г-н Бойко.

Госкомпаниям придется отслеживать исполнение нормативных сроков при работе с обеспечением заявок, научиться быстрее согласовывать договоры, проводить оплату, работать с банковскими гарантиями и факторингом, поясняет член правления «ОПОРА России» и гендиректор группы электронных площадок OTC.ru Дмитрий Пангин.

Директивы направлены на борьбу со сложившейся теневой системой закупок, добавляет руководитель юридического департамента АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев. Сейчас государственные ОАО предпочитают работать с крупным бизнесом — аффилирован­ными с ними или дочерними компаниями. «Во-первых, это удешевляет процесс. Во-вторых, можно быть уверенным за качество продукции. Новые правила взаимодействия с малыми и средним бизнесом действительно прибавят работы. После переходного периода станет понятно, что, возможно, необходимо будет поменять в работе компаний», — объясняет менеджер одной из госкомпаний.

В 2012 году оборот малых и средних предприятий (юрлиц) составил 27,394 трлн руб., приводит статистику вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Если монополии и привлекали в качестве подрядчиков индивидуальных предпринимателей, то эти показатели настолько малы, что ими можно пренебречь. «С учетом того что малые и средние предприятия получили «не более 10%» закупок монополий и госкомпаний (700 млрд руб.), это не более 3% в выручке сектора. Вряд ли даже 2,5-кратное увеличение закупок такого рода при неизменном обороте способно повлиять на реальное развитие конкурентной и неаффилированной части сектора малого бизнеса», — считает г-н Буев.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости