Оценка регулирующего воздействия проектов и нормативных актов может существенно снизить необоснованные расходы предпринимателей и инвесторов, а также повысить качество управленческих решений. Об этом говорили в Салехарде на семинаре по обучению госслужащих этому виду аудита правотворческой деятельности региональных и местных властей.
Изменения в федеральном законодательстве серьезным образом усложнили процедуру подготовки ведомствами различных документов. Так с первого января 2014 года регионы, через год - муниципалитеты, а начиная с 2017 года и поселения, будут обязаны проводить оценку регулирующего воздействия (ОРВ), экспертизу действующих нормативных актов и публично обсуждать с бизнесом не только проекты своих документов, но и саму необходимость их разработки. Если новая система заработает в полную силу, это означает, что работа над тем или иным документом может быть приостановлена на любом из этапов. Остановить неэффективный документ участники общественных слушаний, причем последние могут проводиться и в сети интернет. Участниками публичных консультаций могут быть предприниматели, различные экспертные организации, общественность и различные социальные группы. Пока результаты ОРВ носят рекомендательный характер, но уже через год могут стать реальным стопором для документов, в эффективности которых возникли сомнения.
Сейчас на Ямале реализуется пилотный проект по внедрению процедуры ОРВ в правотворчество исполнительной власти. Уже проведены оценки регулирующего воздействия четырех принятых и двух проектов нормативно-правовых актов. Причем проводится комплексная оценка - учитываются не только экономические выгоды, но и риски, международный опыт, оценка населением и предполагаемый эффект «Раньше никто не оценивал, что может быть другой, альтернативный вариант решения проблемы, который будет выгоден по совокупности факторов. Например, у закона о продаже алкоголя после двадцати двух часов есть как плюсы, так и минусы», - комментирует заместитель директора департамента экономики ЯНАО Земфира Тарасова и подчеркивает, что процедура ОРВ предполагает оценку нескольких альтернатив решения проблемы.
Пока речь идет об ОРВ документов, затрагивающих только предпринимательскую деятельность, но в последующем этой процедуре могут подвергнуть и все остальные, в том числе, учитывающие моральные и социальные аспекты. По оценкам экспертов, это огромный пласт работы. Например, на Ямале около трехсот пятидесяти действующих нормативно-правовых актов в сфере предпринимательства. Сейчас специалисты работают с проектами, наиболее интересными для предпринимателей и инвесторов.
Отметим, с 1 июля оценка регулирующего воздействия распространяется на федеральное законодательство в налоговой и таможенной сфере, за исключением документов, устанавливающих размер налоговых и тарифных ставок. Планируется также проводить ОРВ для правительственных законопроектов во втором чтении.