Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес может поднять цены и уволить сотрудников

Малый бизнес отреагирует на рост налогов поднятием цен и увольнениями, предупреждают Кремль и правительство в «Опоре России». Вместо введения налога с продаж проще поднять НДС, считают эксперты.

Президент «Опоры России» Александр Бречалов направил письма (копии есть у «Ведомостей») вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову, в которых предупредил о последствиях увеличения фискальной нагрузки на малый бизнес. В пресс-службе «Опоры» подтвердили содержание писем и факт отправки. Шувалов письма пока не видел, говорит представитель его секретариата, а до пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова дозвониться не удалось.

Правительство и Кремль рассматривают возможность увеличения фискальной нагрузки, чтобы обеспечить сбалансированность федерального и региональных бюджетов. Регионы уже с 2015 г. могут получить право вводить 3-5%-ный налог с продаж. С 2016 г. работодателей могут обязать платить взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) со всего дохода работника (сейчас платится с дохода не выше 624 000 руб. в год, выше — ставка 0%). После президентских выборов 2018 г. возможно повышение на 2% НДС и НДФЛ до 15 и 20% соответственно, рассказывали федеральные чиновники.

Рост отчислений в ФОМС приведет к увеличению нагрузки на 382,6 млрд руб. на весь бизнес, из них 37,2 млрд — на малый, сказано в письмах Бречалова. Проведенный «Опорой» опрос 1000 предпринимателей показал, что 27,6% из них отреагируют на увеличение тарифа страховых взносов повышением цен, 19,5% перейдут на «зарплаты в конвертах», 9,2% снизят зарплаты, а 12,3% и вовсе прибегнут к увольнениям. В итоге поставленная президентом задача по увеличению высокопроизводительных, а значит, высокооплачиваемых рабочих мест может быть сорвана, предупреждает Бречалов.

Введение налога с продаж может привести к каскадному налогообложению, из-за того что выявить «конечного потребителя» невозможно, комплектующие, облагаемые налогом с продаж, будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих, пишет Бречалов. Кроме того, малому бизнесу, применяющему налоговые спецрежимы, придется вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику, а это дополнительные расходы. Эффект для бюджетной системы от введения нового налога сомнительный — розничный оборот в основном сконцентрирован в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, поэтому существенного роста доходов регионов, которые действительно в этом нуждаются, не будет. Зато введение налога с продаж вместе с повышением НДС может привести к резкому росту инфляции.

Перед тем как принимать решение о повышении налогов, необходим детальный анализ последствий, указывает Бречалов. Проработать введение налога с продаж и увеличение страховых взносов поручил президент, но окончательного решения не принято, говорит замминистра экономического развития Сергей Беляков. Меры приведут к существенному росту фискальной нагрузки на бизнес при его снижающейся рентабельности, согласен он.

Налог отразится в первую очередь на потребителях — производители просто повысят цены, стремясь сохранить запланированную норму прибыли, считает Анна Никитченко из Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Появится налог на бедных, а достичь заявленной собираемости в 200 млрд руб. вряд ли удастся, отмечает Беляков. Собирать налог будет непросто, прежде всего будет трудно понять, кто конечный потребитель, согласен сотрудник Федеральной налоговой службы (ФНС).

Из-за сложного администрирования у налога с продаж низкие шансы на появление, проще повысить ставку НДС, считает человек, близкий к столичной мэрии. Повышение НДС — самая безобидная мера: бюджет получает гарантированные поступления, а налоговых перекосов в экономике удается избежать, согласен партнер KPMG Михаил Орлов. НДС — более продвинутый налог, но он на 100% федеральный и его повышение не решает проблему дефицита региональных бюджетов, напоминает сотрудник ФНС. Помочь регионам можно за счет передачи всех поступлений по налогу на прибыль (сейчас у регионов остается 18% из 20%), предлагает Орлов.

Дополнительные средства в бюджете нужно искать за счет оптимизации расходов, уверен Беляков.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости