Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Все выше и выше

Эксперты предрекают национальной экономике десятилетие застоя. Бурный рост российской экономики после кризиса 1998 года начал замедляться несколько лет назад. В 2012 году рост ВВП составил 3,4%, а в 2013-м — всего 1,4%. Даже по официальным прогнозам, в этом году ВВП увеличится не более чем на 1%. Чтобы избежать экономических проблем, необходимо принимать меры. Похоже, правительство РФ в качестве базовой программы стабилизации экономики рассматривает вопрос усиления налогового бремени для бизнеса. 

О том, какие налоги и почему планируют повысить в ближайшей и отдаленной перспективе, мы беседуем с вице-президентом Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимиром Буевым 

— Владимир Викторович, еще совсем недавно правительство РФ говорило о том, что налоговые эксперименты на ближайшее время в нашей стране закончены, но сейчас мы наблюдаем большую активность государства, направленную на усиление налогового бремени. Когда произошел переломный момент? 

— Последние годы правительство РФ неоднократно заявляло о том, что ресурс повышения налогов исчерпан и что проблемы федерального и региональных бюджетов необходимо решать другими способами — через оптимизацию расходов, сокращение госпрограмм, приватизацию, развитие внутреннего потребительского и инвестиционного спроса и сектора МСБ. Тем не менее неожиданно для предпринимателей в конце 2012 года Государственная Дума РФ двукратно увеличила для индивидуальных предпринимателей страховые социальные взносы (с 17 до 35 тыс. рублей). В итоге ушли в тень или вовсе закрыли свой бизнес около полумиллиона индивидуальных предпринимателей. Ситуацию попытались отыграть в середине 2013 года, когда стало ясно, что этот сегмент малого предпринимательства стремительно сжался и продолжает сжиматься. В итоге правительство РФ приняло решение о якобы возврате к статус-кво. Почему «якобы»? Потому что фиксированную страховую нагрузку снизили только для тех предпринимателей, годовой оборот которых не превышает 300 тыс. рублей. Остальные стали платить еще больше — 1 МРОТ + 1% от дохода, но не более 8 МРОТ, в денежном эквиваленте  138,627 тыс. рублей. Последствия этого решения мы сможем оценить ближе к концу этого года, но уже понятно, что оно серьезно ударит по «сегменту внутри сегмента» ИП. 

Это стало первым тревожным «налоговым» звоночком для малого бизнеса и экономики в целом. В начале этого года федеральный бюджет впервые за несколько лет был принят с дефицитом. Правда, его удалось ликвидировать отчасти за счет падения курса рубля. Однако прогнозы на будущее неутешительны. По расчетам правительства РФ, в 2015 году дефицит федерального бюджета составит 796,6 млрд рублей, в 2016-м — 486,5 млрд рублей. Субъекты России находятся в серьезном бюджетном и долговом кризисе. По данным Минфина РФ на 1 марта 2014 года, консолидированная задолженность регионов превысила 1,75 трлн рублей. Правительство страны готово протянуть субъектам руку помощи, заменив коммерческие кредиты бюджетными, но для выхода из кризиса это не лекарство (государство перекладывает бюджетные деньги из одного кармана в другой). 

Надо отметить, что в условиях экономических проблем большинство стран мира повышает налоги, правда, сокращая при этом государственные расходы. Правительство России решило пойти своим путем — оставить расходы на прежнем уровне и даже, возможно, увеличить их, одновременно резко увеличив налоги. Это тема сейчас активно обсуждается, Минфин РФ представляет на рассмотрение правительства РФ и экспертов свои расчеты. Но, на мой взгляд, раз уже даны соответствующие поручения на проработку и расчеты, повышение налогообложения — это уже априори принятое решение. 

Согласно опросу, который провела «Опора», предприниматели отреагируют на повышение социальных взносов увеличением цен на свою продукцию, уходом в тень и даже сокращением штатов. 

— Похожая ситуация происходит и с имущественным налогом для объектов малого и среднего предпринимательства, использующих упрощенную и вмененную системы налогообложения. Раньше они были освобождены от его уплаты, но с 2015 года будут платить имущественный налог, исходя из кадастровой стоимости недвижимости. 

— Любопытно, что в первом чтении проект документа, принятого Государственной Думой РФ этой весной, состоял из трех страниц и вообще не затрагивал вопросов налогообложения недвижимости МСП, находящихся на «упрощенке» и «вмененке». Ко второму чтению документ увеличился до двадцати страниц, но уже содержал изменения, вызвавшие после принятия закона большой общественный резонанс. 

В чем суть поправок? Единый налог в рамках спецрежимов для МСП когда-то и задумывался для того, чтобы снизить налоговую нагрузку и упростить учет и отчетность для предприятий малого сектора экономики. Налог на имущество стал частью единого, в него также были включены НДС и налог на прибыль. Теперь организации, находящиеся на «упрощенке» и «вмененке», будут обязаны уплачивать налог на недвижимое имущество (административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения с офисами), исходя из кадастровой стоимости объекта. Далеко не во всех регионах она проведена полностью. С одной стороны, это не касается производственных площадей, но с другой — у тех же кафешек торговые залы и производство находятся в одном здании. На практике все пограничные вопросы будут решаться в пользу бюджета. Но самое главное, что изъятие имущественного налога из единого, по сути, разрушает упрощенную и вмененную системы налогообложения. 

Отмечу, что проведение кадастровой оценки — процедура непрозрачная. В ряде субъектов она превысила инвентаризационную стоимость в 15-20 раз, а в некоторых регионах оказалась даже выше рыночной! Судебная практика по этому вопросу пока не устоялась, поэтому предприниматели будут тратить на иски огромное количество сил и времени. 

Налог на имущество — региональный. Субъекты сами определяют его ставку. Федерация устанавливает лишь верхнюю планку. В этом году не более 1% от кадастровой стоимости, в 2015-м — не более 1,5% и в 2016 году — не более 2%. Скорее всего, большинство регионов в условиях бюджетного дефицита установят ставку на максимальном уровне. 

Сейчас правительство РФ рассматривает возможность смягчения принятой впопыхах нормы. Обсуждается идея освободить малых предпринимателей, которые воспользовались правом преимущественного выкупа помещений, ранее арендованных у государства, от уплаты имущественного налога. Такое право также могут получить компании, владеющие площадями менее 3 тыс. кв. м. Правда, пока непонятно, будут поправки приняты или нет. 

— Возможно, в скором времени увеличатся социальные платежи как для малых и средних, так и для крупных компаний. Правительство РФ рассматривает сейчас вопрос повышения с 2016 года социальных взносов в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). 

— По данным министра финансов РФ Антона Силуанова, в 2017 году дефицит ФОМС превысит 400 млрд рублей. Чтобы избежать резкого сокращения перечня бесплатных медицинских услуг, государство с 2016 года хочет обязать всех работодателей платить взносы в ФОМС со всего дохода работника. Сейчас он платится с дохода не выше 624 тыс. рублей в год, выше — ставка 0%. Данное решение еще обсуждается, но, скорее всего, тоже будет принято. Возможно, даже раньше, чем предполагается сейчас. 

 По данным общественной организации «Опора России», рост отчислений в ФОМС увеличит налоговую нагрузку на весь бизнес на 382,6 млрд рублей, из них 37,2 млрд — на малый. Согласно опросу, который провела «Опора», предприниматели отреагируют на повышение социальных взносов увеличением цен на свою продукцию, уходом в тень и даже сокращением штатов. 

Нависшая неопределенность уже отражается на бизнесе не лучшим образом. Предприниматели просто не могут строить планы на будущее. 

— Государство также взяло курс на борьбу с оффшорами. Возможно, будет введена уголовная ответственность за уклонение от налогов с помощью иностранных юрисдикций. 

— Да, сначала речь шла об обложении российских резидентов, скрывающих свои доходы в оффшорах, дополнительным налогом. 

А на днях Совет Федерации предложил ввести уголовную и материальную ответственность за уклонение от налогов с помощью оффшоров. 

Соответствующие поправки планируется внести в ст. 199 Уголовного кодекса «Уклонение от уплаты налогов компаний». Сейчас ответственность по ней наступает только в случае фальсификации отчетности. Есть идея приравнять сотрудничество с оффшорами к попытке снизить налоговую нагрузку, а следовательно, к уклонению от налогов и сборов, обязательных к уплате. Бизнесмены опасаются, что если поправки в УК все-таки появятся, любая попытка налоговой оптимизации будет пресекаться, а сама компания попадет под подозрение за любой неверный шаг или сделку с непроверенным контрагентом. 

— Правительство страны активно борется не только с внешними, но и с «внутренними» оффшорами. «Зачистка» банковской системы продолжается. Как вы считаете, даст ли она положительные результаты? 

— На мой взгляд, пока пострадали более слабые звенья банковской системы, у которых нет серьезной защиты. Происходит монополизация банковской системы, однако объемы оборотов во «внутренних» оффшорах не сократились! Просто теневые потоки теперь проходят через определенные крупные банки, которые государство пока не решается или не хочет трогать. 

— Самое серьезное увеличение налогообложения всех субъектов экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, ожидается после 2018 года. Правительство РФ рассматривает возможность увеличения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 17 до 20%, а налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — с 13 до 15%. По мнению Антона Силуанова, эти меры спасут регионы от кризиса. Как вы относитесь к таким прогнозам? 

— Все расчеты и прогнозы Минфина относительно НДС и НДФЛ крайне приблизительны, ибо не учитывают реальную реакцию рынка и разных групп экономических агентов, поэтому я отношусь к ним осторожно. Отмечу, что правительство страны уже со следующего года хочет уравнять налог на доход от дивидендов (сейчас 9%) с НДФЛ. Еще одна идея — вернуть региональный налог с продаж, установив его в размере от 3 до 5%. Напомню, что впервые он был введен в 1998 году в большинстве субъектов РФ, но был отменен в 2004-м из-за того, что бизнес начал уходить в тень. Учитывая огромный бюджетный дефицит и долги регионов, нет сомнений в том, что большинство из них при первой возможности введут этот дополнительный налоговый сбор. 

— Государство планирует не только повышать налоги, но и активизировать борьбу с теневым сектором экономики, который, по различным оценкам, варьируется от 30 до 50% от всей экономики страны. Так, предлагается ввести уголовную ответственность за зарплату в конвертах, а также ужесточить наказание за уклонение от неуплаты налогов. Как вы оцениваете подобные меры? 

— Резко отрицательно. 

Я считаю, что бороться с теневым рынком можно в первую очередь с помощью экономических методов. Силовые меры должны быть вспомогательными, точечными. Чтобы бизнес вышел из тени, необходимо убирать различные административные барьеры, снижать количество проверок, уровень налогов, уровень коррупции. Федеральный и региональный бюджеты можно пополнять не только за счет увеличения сборов, но и за счет увеличения количества плательщиков. Если все-таки государство будет бороться с теневым сектором экономики в первую очередь силовыми средствами, то на практике правоприменение будет, как всегда, избирательным, скорее всего, наказывать будут отдельные компании. Но в ситуации, когда «преступниками» являются фактически все, это малоэффективно и для бюджета, и для развития экономики. 

— Можно ли уже сейчас спрогнозировать, как повышение налогов и борьба с теневой экономикой скажутся на бизнесе? 

— Пока конкретных решений не принято, говорить о «количественных» последствиях не стоит. Но нависшая неопределенность уже отражается на бизнесе не лучшим образом. Предприниматели просто не могут строить планы на будущее. Также неясно, чем закончится ситуация на Украине и какие санкции против России введут зарубежные страны. Это может отразиться на национальной экономике как в хорошую, так и в плохую сторону. Возможно, различные компании и предприниматели, опасаясь потерять свои средства, которые они хранят в иностранных банках, вернут их в Россию и вложат в отечественную экономику. Если подорожают или вовсе исчезнут с полок магазинов импортные товары, то возникнет необходимость в их замещении, пусть даже плохого качества, но и такой спрос будет. Если бизнес не сможет заполнить эти сферы, то произойдет совсем другая ситуация. Во-первых, возникнет дефицит и дорогой теневой оборот. Во-вторых, бизнес не получит новых возможностей для развития, что могло бы смягчить негативный эффект от повышения налогообложения... О сжатии и подорожании кредитного рынка в силу сокращения возможностей для более дешевого банковского фондирования со стороны западных финансовых институтов и рынков говорилось много — бизнес уже ощутил удорожание кредитов, и, возможно, эта тенденция усилится. Фактор неблагоприятный.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости